Трагическая история жизни Стюарта Сатклиффа, «пятого» из четверки Битлз. Smokie: Что я могу и кто такая Элис?
Трагическая история жизни Стюарта Сатклиффа, «пятого» из четверки Битлз
![221015_83](http://mtdata.ru/u23/photo1DEB/20787086435-0/original.jpg#20787086435)
Родившийся в Эдинбурге, Шотландия, в 1940 году, Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) вырос в Ливерпуле, Англия.
С раннего возраста он проявил свой незаурядный художественный талант. Зарабатывая деньги как мусорщик, Стюарт поступил в Ливерпульский художественный колледж. В своем классе он считался одним из лучших художников, работая в основном в абстрактном стиле экспрессионизма.
Именно в колледже он познакомился с однокурсником Джона Леннона, который стал его соседом. После того, как Сатклифф продал одну из своих картин за громадные по тем временам 65 фунтов стерлингов, Джон убедил его купить бас-гитару — несмотря на то, что парень едва мог играть — и присоединиться к группе Леннона, созданной им с друзьями Полом Маккартни и Джорджом Харрисоном.
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u24/photo1D2C/20679377831-0/original.jpg#20679377831)
Название группы уже менялось много раз. После присоединения, Сатклифф и Леннон предложили имя «Beetles» (Жуки), по аналогии с группой «Crickets» (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly). В течение нескольких месяцев это название превратилось сначала в «Silver Beetles», затем в «Silver Beatles» и в конце концов — в «Beatles».
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photo9965/20456304982-0/original.jpg#20456304982)
Он не был в действительности очень хорошим музыкантом. На самом деле, он не был музыкантом вообще, пока мы не заговорили с ним о покупке бас-гитары …. Он подобрал несколько вещей и он немного занимался …. Это было немного глупо, но это было не важно, в то время, потому что он выглядел так здорово.
Джордж Харрисон
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photoEA42/20902450680-0/original.jpg#20902450680)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u24/photo2030/20571669227-0/original.jpg#20571669227)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u25/photo057F/20687033472-0/original.jpg#20687033472)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photoD4D1/20240887774-0/original.jpg#20240887774)
Там Сатклифф влюбился в фотографа Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr), которая через два месяца стала его невестой. Именно она придумала ему стрижку, которую впоследствии переняли остальные члены группы.
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u24/photoDD72/20133179170-0/original.jpg#20133179170)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u25/photo1E3A/20910106321-0/original.jpg#20910106321)
Однако взаимоотношения внутри группы накалялись. Пол Маккартни хотел, чтобы парень покинул группу, ведь тогда он сам стал бы бас-гитаристом. Однажды конфликт даже вылился в настоящую драку на сцене Top Ten Club.
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photo529E/20140834811-0/original.jpg#20140834811)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photo1DF5/20363907660-0/original.jpg#20363907660)
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photoA4D8/20586980509-0/original.jpg#20586980509)
Однако его карьера была прервана, когда 10 апреля 1962 года, в 21-летнем возрасте, после серии сильных головных болей он умер от кровоизлияния в мозг.
![Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа, Трагическая жизнь Стюарта Сатклиффа,](http://mtdata.ru/u23/photo42AF/20033126207-0/original.jpg#20033126207)
Smokie: Что я могу и кто такая Элис?
Британский коллектив SMOKIE пользовался в Советском Союзе какой-то особенной любовью слушателей. Эта (теперь уже ностальгическая) любовь до сих пор позволяет музыкантам вести безбедное существование, окучивая необъятное постсоветское пространство, причём сразу в двух ипостасях – собственно группы SMOKIE и её бывшего вокалиста Криса Норманна…
Подобная привязанность слушателей не снилась этой группе даже в её лучшие времена. А эти лучшие времена пришлись для SMOKIE на 1975-78 гг., когда их взял под опеку творческий дуэт поэта-песенника Никки Чинна и композитора Майкла Чапмена. Этот дуэт, известный под кодовым названием «Чинничап», уже доказал свою продюсерскую состоятельность, дав путёвку в жизнь группе SWEET и маленькой девушке с большой бас-гитарой, по имени Сюзи Кватро…
Именно Синн и Чапмен написали в 1975 году и первые хиты SMOKIE – «If You Think You Know How To Love Me» и «Don’t Play Your Rock & Roll To Me» (последняя песня, правда, получилась несколько похожей на старый хит Элвиса Пресли «His Latest Fame»). Ну, а третий альбом группы – «Midnigt cafe» – стал, наверное, самым лучшим в их карьере, хотя бы уже потому, что содержал песню…
«What Can I Do» (1976)
Показательно, что эту, безумно любимую в СССР, песню британский слушатель вниманием не удостоил. Её даже не выпускали синглом и не включали в сборники типа «Greatest Hits». Интересно и то, что авторство сей композиции принадлежало не «Чинничапу», а гитаристу группы – Алану Силсону.
Сколько каверов и версий этой песни гуляло по просторам «нерушимого Союза» на рубеже 1970–80-х годов!
Одной из самых известных советских перепевок был вариант 1979 г. «Нет, я не жду» в исполнении ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ. Текст наши умельцы придумали свой, и, надо сказать, он вышел намного глупее оригинального (к тому же в оригинале, как ни странно, ни о какой любви не пелось). Это была исповедь прожегшего свою жизнь грешника.
Еще меньше общего с первоисточником имели шуточные народные переделки, обыгрывающие в основном строчку припева. Русское ухо в горестном «аглицком» восклицании «Вот Кен Ай Ду» («Что я могу поделать?») сразу расслышало более родные сердцу слова. Вот одна из шуточных русскоязычных версий песни:
«Я впервые не знал,
Что мне делать с рублём:
Целый день был закрыт
Магазин за углом…
И тогда я решил:
Целый мир обойду —
Только водку найду,
Только водку найду!
ВОДКУ НАЙДУ!!!»
За долгие годы гастролей по постсоветскому пространству музыканты уже приноровились к русской ментальности, в частности, узнали, что «What Can I Do», оказывается, является хитом, а его припев на самом деле прославляет традиционный русский напиток. С тех пор SMOKIE нередко забавляются на концертах, предлагая русским слушателям разные напитки. «Jeen?» – «No-o-o!!!» – «Beer?» – «No-o-o!!!» – «Vodka?» – «Ye-e-e-s!!!».
«Living Next Door to Alice» (1976)
Если песню «про водку» любит в основном старшее поколение, то песня про соседку по имени Элис хорошо знакома и более молодым людям. И всё благодаря вольному каверу группы КОНЕЦ ФИЛЬМА, гремевшему со всех радиоприёмников в начале третьего тысячелетия.
Интересно, что первоначально «Living Next Door to Alice», написанную всё теми же Чинном и Чапменом, исполнили не SMOKIE, а австралийское трио NEW WORLD ещё в 1972 году (и даже заняли с ней на родине 35-е место).
Версия SMOKIE была выпущена на сингле только в ноябре 1976 года и ни в один из «номерных» альбомов группы не входила. Зато вошла в сборник «Greatest Hits» 1977 года – и совершенно заслуженно, ибо стала №5 в Британии и №25 в США.
Несмотря на мажорное звучание, текст песни достаточно грустный, ибо поётся от лица «лопуха», который 24 года жил по соседству с Элис, но так и не осмелился признаться ей в любви. А теперь она из дому съезжает, и парень, соответственно, рвёт на себе волосы. Правда, его знакомая девушка Салли ему как бы намекает: «Если что, я рядом». Но, судя по идиотии главного героя, ей вряд ли что выгорит…
Второе рождение «Living Next Door to Alice» пережила в Голландии. Произошло это в… одном из кафе под названием «Gompie». Там частенько играли эту песню, и вскоре возникла добрая традиция – на припеве песни ди-джей приглушал звук, и подпитая толпа радостно кричала «Alice? Who the fuck is Alice?!» (мягко переводя, «Элис? Какая, нафиг, Элис?!»). Это увидел Роб Питерс – директор одной маленькой рекорд-компании, и предложил своему знакомому певцу Питеру Koelewijn (не знаю, как правильно озвучить эту фамилию по-русски) выпустить эту смешную версию под маркой группы GOMPIE.
В 1995 году сингл вышел и стал № 17 в Британии. Тут же отреагировали и SMOKIE, записав свой «неприличный» вариант песенки вместе с комиком Роем Чабби Брауном. Новая версия заняла в Британии 3-е место, а SMOKIE стали первой группой, попавшей в хит-парад с песней, содержащей слово «fuck». Правда, в Британии и США на обложках синглов, как GOMPIE, так и СМОУКИ, нехорошего слова не было – вместо него стоял крест или крестики.
Волна новой популярности этой песенки докатилась и до России. Поэтому, когда работник радио «Балтика» – Михаил Башаков – придумывал рекламную заставку для фирмы «Элис», то взял за основу, сами понимаете что. Правда, в процессе переделки он увлёкся, и лёгкая пародия вылилась в полноценный текст. Когда лидер группы КОНЕЦ ФИЛЬМА – Евгений Феклистов – с удивлением узнал, что автор этой замечательной версии вовсе не «народ», а его хороший знакомый, он тут же предложил записать «Элис» в студии.
Так на свет и родилась знаменитая шуточная песенка про компанию, которая хочет пойти «потусить» к Элис, но опасается, что девушка, судя по всему, приличная и может не понять.
Михаил Башаков:
«Русский человек привык терзать себя такими глобальными вопросами, как «Что делать?» или «Кто виноват?» Мы же не только сформулировали третий по важности вопрос – «Куда пойдем?», но и дали на него конкретный ответ: «Идти нужно к Элис». Но в песне также спрашивается: «А что это за девочка?» И тут я вспоминаю, как Борис Гребенщиков как-то говорил о Белой Царице – воплощении чистоты и святости. Кого-то это, может быть, удивит, но мне Элис напоминает эту богиню. Поэтому к ней нельзя с «такими рожами», надо сначала очиститься».
Особенно веселили строчки:
С нами Алла, с нами Филипп,
Его никто не звал, он как-то сам прилип…
Теперь, правда, Филиппа надо бы заменить Максимом. Типа:
С нами Алла, с нами Максим.
Моложе, чем Филипп, но также невыносим…
«Stumblin’ In» (1978)
В 1978 году контракт между SMOKIE и тандемом «Чинничап» заканчивался, и группа решила продолжать карьеру, обходясь уже своими творческими силами. Однако перед расставанием Чинн и Чапмен подарили ещё один хит – правда, чисто случайно и не для всей группы.
Совпало так, что в Кёльне, где SMOKIE получали награду журнала «Bravo», другая подопечная «Чинничапа» – Сюзи Кватро – записывала свой альбом. Во время совместной вечеринки музыканты устроили джем, где Крис Норманн пел вместе со Сюзи. Выходило так здорово, что Чапмен предложил выступить им в качестве дуэта, так сказать, официально и написал для них песню «Stumblin’ In» («Оступаясь»).
Песня тут же стала огромным хитом (№4 в США, №4 в Британии) – в том числе и у нашего слушателя, который тут же дал ей фонетически созвучное прозвище «Сто Балерин».
У дуэта Норманн-Кватро могло быть большое будущее. Но Крис устал от разъездов и вообще пребывал в депрессии, поэтому идею продолжения сотрудничества отверг. Сюзи немного обиделась, а сам Норманн впоследствии очень жалел о своём отказе.
Спустя почти 10 лет певец исполнил «Stumblin’ In» в российском новогоднем музыкальном фильме «Старые Песни о Главном – 3», где за Сюзи пела Наташа Королёва.
Сергей Курий
![4510579_suzi-quatro-amp-chris-norman--stumblin-in 4510579_suzi-quatro-amp-chris-norman--stumblin-in](http://mtdata.ru/u25/photo98E1/20132771946-0/original.jpg#20132771946)
Добавить комментарий