Рубрики

Контакты

Тайны Томских подземелий. 7 загадок Урала. Самое легендарное место Байкала

Понедельник, Май 25, 2015 , 03:05 ПП

Тайны Томских подземелий

Чем знаменит западносибирский город Томск? В нем имеется 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона и 6 бизнес-инкубаторов. Но очень даже может быть, что это не самое интересное…

ДЫРЯВАЯ ЗЕМЛЯ

Среди жителей Томска давно ходят слухи, что под городом расположено несметное множество подземных ходов, проходят они в том числе и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этих подземелий существенно превышают размеры самого современного Томска. За время существования города имело место неисчислимое количество случаев обнаружения подземных ходов. Подавляющее большинство этих свидетельств сохранилось в виде слухов, но многие были отражены в газетах — и в XIX веке, и в конце XX столетия.

Порой из-за этих подземелий в городе случались просадки почвы. В мае 1898 года на Почтамтской улице возле дома архиерея в загадочную яму провалились две барышни. Позже на проспекте Ленина (бывшей Почтамтской) просадки почвы случались как минимум еще трижды: возле Дома культуры завода им. Вахрушева, возле библиотеки ТГУ и возле краеведческого музея (бывший дом архиерея).

Тайны Томских подземелий

Неоднократно проседала почва и во дворе усадьбы на улице Шишкова, 1. В 1990-х годах в провал засыпали гравий из двух КамАЗов. На улице Октябрьской возле дома 33 на дороге как-то раз провалился груженый самосвал. В этом доме жил священнослужитель, позже прокурор. Прокурорский сын через вход в подвале дома повадился ходить в подземелья.К моменту прихода корреспондента подвал был засыпан под половицы. В другой раз возле Южного переезда в подземелье провалился экскаваторщик. Копая траншею, он обратил внимание на открывшуюся в земле дырку и спрыгнул туда полюбопытствовать. В подземном ходе он обнаружил сундук со старинными иконами и книгами.

«ТОМСКОЕ МЕТРО»

В городе распространено мнение, что размер подземных ходов столь велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъехаться тройки лошадей. «Томские губернские ведомости» в конце XIX века писали, что от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный «Томским метро». В переулке Белозерском, 2, в 1900 году обнаружили два подземных хода на две стороны, через которые уходили преступники.

Утверждалось, что с использованием подземных ходов воры грабили магазины и организовывали побеги из тюрем. Правда, в некоторых тюремных местах обнаруженные ходы вели не в камеры узников, а к дому надзирателей, а от него к губернаторскому дворцу, нынешнему Дому ученых.

В наше время немало исследователей заглядывали в подземные ходы и отмечали наличие в них кирпичных сводов. Томский журналист Эдуард Стойлов спускался в ход в здании областного суда и проходил по нему несколько десятков метров. Ход на всем протяжении был обложен кирпичом. Галина Ивановна Жиденова в 1964 году проходила по подземельям от здания колледжа культуры (Томское культурно-просветительное училище) до спортивного зала автодорожного техникума — это три сотни метров!

Томские лозоходцы также подтвердили наличие катакомб. На Воскресенской горе был обнаружен подземный ход, начинающийся с северной стороны церкви во имя Воскресения Христова и ведущий в направлении Соляной площади. Протяженность его составила около 400 м. Залегает он на глубине от 3 м до 10 м и имеет ответвления закрытого камерного типа. Сеть подземных ходов обнаружена ими и в районе площади Революции (ныне Соборная площадь). Однако ходы эти, судя по всему, находятся не в лучшем состоянии — отмечаются завалы.

Так что существование подземелий под Томском не вызывает сомнений. Но кто их построил? Версии, как правило, предлагаются не вполне серьезные. Например, подземелья строились томскими купцами, чтобы принести из погреба бутылочку вина или явиться в Общественное собрание без экипажа и совершенно не запачкавшись в грязи; еще — чтобы ездить под землей с девицами кататься на луга за рекой.

Но сибирские купцы были людьми серьезными, в глупости деньги не вкладывали. Для хранения товаров они действительно могли копать подземелья, но для этих целей делаются подвалы под зданиями, а не километровые ходы.

Вторая версия — разбойничья. Якобы разбойники копали эти ходы, чтобы скрываться в них от погони и прятать свои сокровища. Разбойникам, конечно, приходилось где-то прятаться, но к столь серьезному созидательному труду, как строительство протяженных, обложенных кирпичом подземных ходов они вряд ли были способны.

Тайны Томских подземелий

Третья версия — «убегаловки». Ее разрабатывал Эдуард Стойлов, посвятивший множество статей томским подземельям. Суть гипотезы в том, что сибирская жизнь действительно была полна опасностей. Купцы опасались разбойников, те — полиции. И те и другие, дескать, считали необходимым на всякий случай иметь подземный ход длиной метров пятьдесят до ближайшего лога.ГОРОД ЦАРЯ ФРАНГРАСИОНА

А вот томский геолог и исследователь-энтузиаст Николай Сергеевич Новгородов считает, что под Томском находится подземный город значительно более древний, чем сам Томск. Обосновывает этот вывод он тремя аргументами. Во-первых, молва оценивает площадь подземной сети ходов больше площади современного города. Обширные подземные ходы обнаруживали даже в Юрге, в 100 км к югу от Томска, а также в районе деревни Гарь Асиновского района, в 70 км к северу.

Второй аргумент — это объем работ. Объем грунта, извлеченного из толщ земли при строительстве подземелий, составляет сотни тысяч кубических метров, что соответствует многим десяткам погонных километров подземных ходов. Об этих объемах можно судить по размерам так называемых бугров: Мухина, Орловского, Заторного, Кононовского и других.

Тайны Томских подземелий

Грунт этих бугров насыщен кирпичной крошкой и частицами извести, что выдает в них отвалы горнопроходческих работ, сопровождавшихся обустройством кирпичных сводов. При этом с каждым из бугров связаны легенды о существовании под ними входов в подземелье. Судя по объему бугров, протяженность подземных сооружений под Томском составляет сотни километров. Ни купцам, ни разбойникам такие объемы тайных работ были не под силу.Наконец, эти подземные сооружения древнее Томска. Это подтверждают любопытные находки. Так, в 1908 году на крутом берегу реки Томи была найдена пещера, а в ней — прекрасно сохранившийся костяк «монгола», одетого в деревянные боевые доспехи и низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежали короткое копье, лук и топор. Местные ученые тогда предположили, что воин жил в XIV столетии, судя по его доспехам. Воин был обнаружен в искусственной пещере (потому что естественных карстовых образований в Томске не зафиксировано) и захоронен за два с лишним столетия до прихода в эти места казаков, основавших Томск!

Со свидетельством еще более любопытным столкнулся в далеком 1719 году Джон Белл Антермонский, прикомандированный Петром I к дипломатической миссии в Китай лейб-гвардии капитана Л. В. Измайлова. Догоняя посольство, Джон Белл не оставлял своего интереса к истории земель, по которым проезжал, к курганам.

В Томске он имел встречу с неким «бугровщиком», который рассказал, что «однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежащим на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль. Ценность плиты и вооружения была весьма значительна».

Тот факт, что захороненный воин при доступе воздуха рассыпался в прах, очень уж напоминает аналогичные случаи в этрусских склепах, где возраст захоронений исчисляется десятками веков.

В сущности, принято считать, что до похода Ермака Сибирь пребывала чуть ли не в каменном веке. Но это не совсем так. На западноевропейских средневековых картах, например, где-то в районе современного Томска можно видеть город Грустину (Грасиону), в котором совместно проживали русские и татары. Новгородов, пытаясь разобраться, когда и кто построил Грасиону, возможно, нашел в древнеиранских мифах и преданиях ответ на этот вопрос.

Иранцы связывали со строительством этого древнего города имя туранского царя Франграсиона по прозвищу Грозный. Причем по образцу царя золотого века Йимы этот город первоначально он построил как подземный, чтобы было проще укрываться от холодов. Так что не исключено, что современный Томск стоит на месте этого полулегендарного города. Или, точнее, над ним.

Тайны Томских подземелий

Валдис ПЕЙПИНЬШ

7 загадок Урала.

Урал – природная граница между Европой и Азией. Эти земли хранят множество тайн, разгадать которые уже несколько веков пытаются как учёные, так и исследователи-любители.

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Игнатьевская пещера

Впервые эта пещера была описана корреспондентом Имперской Академии наук Петром Рычковым в книге «Топография Оренбургская» в 1762 году. Своё нынешнее название она получила из-за легенды о старце Игнатии, который якобы жил в пещере в XIX веке. В 80-х годах XX века советские исследователи обнаружили здесь большое количество микролитов (миниатюрных каменных орудий), наскальных рисунков и останков животных. Но жемчужиной этой пещеры является выдающийся из стены человеческий силуэт, расположенный в одном из дальних «залов».

Игнатьевская пещера 7 загадок Урала, загадки природы

Местные считают это нерукотворным образом Богородицы и порой приходят к ней помолиться. Учёные склонны полагать, что этот образ был вырезан из известняка кем-то из живших здесь несколько веков назад, а его хорошее состояние — это заслуга микроклимата пещеры.

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы
7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Аркаим

Аркаим 7 загадок Урала, загадки природы

Это укреплённое поселение Бронзовой эпохи было обнаружено совершенно случайно. Археологическая экспедиция под руководством С.Г. Баталова в июне 1987 года обследовала место, планировавшееся под подстройку Больше-Караганского водохранилища. Территория считалась малоперспективной в плане находок, пока археологами не был замечен необычный для степи рельеф местности. Дальнейшие раскопки свели на нет все планы по строительству водохранилища, но открыли миру Аркаим. До сих пор точно не установлено, какая из культур могла воздвигнуть это поселение и для чего. Однако группа ученых (к которым в академическом сообществе относятся с недоверием) уже несколько десятков лет пытаются навязать теорию арийского происхождения города и считают его «колыбелью человеческой цивилизации».

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы
7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Перевал Дятлова

Перевал Дятлова 7 загадок Урала, загадки природы

Это перевал, расположенный между горой Холатчахль и высотой №905. Своё имя он получил из-за событий февраля 1959 года. Группа туристов из девяти человек во главе с Игорем Дятловым, должны были за 16 дней пройти на лыжах 350 км, совершить восхождение на гору Отортен и выйти к посёлку Вижай. Но до конечной точки туристы так и не добрались. Через несколько месяцев поисковых работ были обнаружены тела погибших лыжников, которые имели следы странных увечий. Официально причиной их гибели считается непреодолимая стихийная сила. Однако уже больше 50 лет не утихают споры о причине смерти туристов. Всё чаще звучат теории о снежных людях, пришельцах и секретных разработках советских военных. Между тем, пока ещё никто не отважился подкрепить свои теории повторением маршрута Дятлова.

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Народ Иткуля

Берег озера Иткуль — одно из самых любимых мест археологов. По их заверениям, они никогда не уходили отсюда без «добычи». Здесь были обнаружены следы городищ неизвестного ранее народа — иткульцев. Судя по находкам, они были отличными кузнецами и металлургами. Считается, что эти люди появились там примерно три тысячи лет назад и спустя четыре века бесследно исчезли.

Народ Иткуля 7 загадок Урала, загадки природы

Поселения иткульцев были основным местом торговли между северными и южными племенами Урала. На эту мысль историков натолкнуло множество предметов, сделанных в подражание степным кочевникам, а также следы, указывающие на наличие у племени большого количества лошадей, что для лесных поселений вещь весьма нехарактерная.

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы
7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Гора Азов

Согласно общепринятому мнению, название горы происходит от татарского слова «азау», что значит «зуб» или «клык». Считается, что здесь обитает призрак «девки-Азовки», и что в разное время здесь было спрятано множество кладов. Если призрак — факт не подтверждённый, то вот насчёт кладов сомневаться не приходится.

Гора Азов 7 загадок Урала, загадки природы

В 1940 году группа школьников во главе с геологом Ботановым на вершине Азова под небольшим слоем почвы обнаружили 44 культовых предмета из меди и бронзы. Чуть позже также был обнаружен грот, в котором находилось 10 идолов, изображающих птиц и людей. Все они были обращены на восток. Изучение найденных предметов показало, что их изготовили в период с IV по II век до нашей эры племенами манси, которые, скорее всего, использовали гору Азов в качестве жертвенника.

7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы
7 загадок Урала 7 загадок Урала, загадки природы

Золотая баба

Это, пожалуй, самая древняя и самая большая загадка Урала. Первые упоминания о золотом идоле восходят к родовым сагам викингов. Во время одного из походов северяне обнаружили тайное святилище, где их взору предстала статуя женщины, держащей чашу полную серебряных монет. Её шею украшало ожерелье, а голову — золотая корона. О ней также упоминалось в русских летописях конца XIV века и книгах западноевропейских путешественников XVI века. Современные исследователи не отрицают возможность существования Золотой бабы. По их мнению, это мог быть идол древнего божества коми, который язычники забрали с собой, когда пытались избежать крещения.

Золотая баба 7 загадок Урала, загадки природы

Большое моховое болото

Болото это и вправду большое – 36 кв. километров. Оно расположено в тектонической впадине, которая по форме напоминает чашу. В этом месте чаще всего видят снежного человека, светящиеся шары и прочую чертовщину. По словам геологов, это объясняется природными газами, которые выходят из глубинного разлома. Содержащиеся в них метан и углекислый газ оказывают сильное психотропное воздействие на человека. Решившие побродить по этим болотам, могут испытать галлюцинации и потерять ориентацию в пространстве. Такие прогулки — занятие довольно рискованное, многие из смельчаков так никогда и не вернулись. Скорее всего, отравившись газами, они заблудились и утонули в болоте.

Большое моховое болото 7 загадок Урала, загадки природы

http://fishki.net/1542896-7-zagadok-urala.html?mode=best

Самое легендарное место Байкала

Мыс Бурхан — наверное, самое известное место на Байкале. Когда говорят Байкал, память услужливо подбрасывает образ Бурхана. Скалистый мыс, уходящий в темную байкальскую воду — это нечто большее, чем просто скала. Это символ уникального места, равного которому нет на земле, символ Великого Байкала.

 

 

 

Мыс Бурхан — скала Шаманка

 

Фотографии и текст Антона Петруся

 

1. Самое красивое время для съемок Шаманки — на рассвете. По нескольким причинам. Первая — удивительное зрелище, когда восходящее солнце начинает подсвечивать вершину мыса… Ну и практически никого нет на смотровой площадке, где на закате просто яблоку негде упасть )

 

скала Шаманка

 

 

2. В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала.

 

Скала Шаманка

 

3. Давным-давно люди считали, что мыс Бурхан состоит из золота и серебра. Многие пытались добраться до несметных богатств, но близко к скале подойти не могли. Днем и ночью хранила скалу эту старая шаманка. Она даже смотреть людям на скалу не давала, боялась, что золота и серебра в ней убавится. Насылала колдунья на людей гром и молнии, жить спокойно не давала.

 

Захотели люди избавиться от злой шаманки и призвали на помощь самых сильных и ловких богатырей и мэргенов – искусных охотников. Подготовили богатыри стрел несметное количество, луки сделали из самого крепкого дерева и кинули жребий, кому первому идти против шаманки.

 

Первым пошел богатырь Хоридой. Прицелился он и выстрелил. Стрела попала прямо в шаманку. Но каково же было удивление Хоридоя, когда шаманка встретила его со стрелой в руках! Отдала старуха стрелу богатырю и наказала никогда больше не возвращаться и стрелы напрасно не тратить. Выгоды ради вызвался Хоридой сразиться с колдуньей, потому и не причинили стрелы его вреда хранительнице скалы.

 

Вторым с шаманкой схватился богатырь Булагат. Нацелился он в голову шаманке и выстрелил. Но и его стрела не ранила старуху. Ради славы вызвался помочь Булагат, потому и его стрелы оказались бессильны против колдуньи. Третьим против шаманки отправился охотник Эхирит. Равных ему в ловкости и меткости не было. Знал он, что его стрелы мимо колдуньи не пролетят. И правда. Выстрелил Эхирит и пронзила стрела грудь старухи. Испугалась старая колдунья и заплакала. Эхирит стал первым, кто коснулся тела шаманки, и за это должна была она богатыря покарать. Взяла шаманка стрелу Эхирита, сломала пополам и отбросила так далеко, что обломки стрелы свистели в воздухе с утра до самого вечера. Поразился Эхирит силе шаманки и предложил стать его женой. Отказалась старуха и исчезла. Не может стать женой охотнику та, которую охотник убить хотел.

 

Через некоторое время шаманка снова стала взывать к темным силам, чтобы загремели громы и обрушились на землю страшные молнии. На этот раз вышел из леса простой охотник и увидел, что это ненастье происходит по воле шаманки. Достал охотник лук и выстрелил старухе прямо в сердце. Пошатнулась колдунья и упала на землю. И сразу стало спокойно на земле, появилось солнышко, птицы запели, трава зазеленела, рабы заплескалась в реках и озерах. Так исчезла злая шаманка, а все ее золото и серебро пошло на пользу.

 

Шаманку люди похоронили и поставили на верх ее могилы камень весом с большую скалу. А на скале той написали, что лежит здесь злая шаманка, что насылала на землю гром и молнии. И про охотника того не забыли написать, что избавил народ от жестокой старухи.

 

Скала Шаманка

 

4. На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее.

 

Еще больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д.

 

Скала Шаманка

 

5. На мысе стоит табличка про то, что вход запрещен. Но это никому не мешает… Говорят, что каждый год в марте недалеко от мыса Бурхан открывается портал в другое измерение. Официальных доказательств явления нет, только несколько любительских снимков.

 

Скала Шаманка

 

6. Наиболее распространенная легенда рассказывает о самом грозном и могущественном духе Байкал — Хан Хутэ-баабае (Хан Гхото-баабай). По шаманским преданиям, Хан Хутэ-баабай был самым могущественным из 13 северных нойонов — сыновей Небесного Бога Тэнгри, почитаемого у китайских и тюрко-монгольских народов.

 

Спустившись с небес чтобы вершить суд над людьми, каждый нойон-князь выбрал себе земную обитель. Бурхан-мыс приглянулся Хан Хутэ-баабаю и стал его земным замком наравне с небесным и подземным замками.

 

По другой легенде, Хан-гута-бабай был вольным отшельником и жил на горе Ижимей. Он спустился оттуда по просьбе смелой вдовы, умолявшей мудреца защитить ольхонских жителей от жестокости повелителя монголов — Гэген-бурхана, брата Эрлен-хана, правителя подземного царства. Хан-гута-бабай победил Гэген-бурхана и изгнал монголов с Ольхона. Мудрец остался жить на Пещерном мысе и стал царем и покровителем всех шаманов северного края.

 

Скала Шаманка

 

7. Среди ольхонского леса есть священные деревья, как правило, это старые ли­ственницы, в представлении бурят эти деревья связаны с жизненностью (хулдэ) че­ловека. Буряты раньше ве­рили, что дух дерева делает плодовитым скот и наделяет потомством женщин, если во время бури было слома­но много деревьев — много людей уйдет из жизни в бли­жайшее время. Самое старое и почтенное в округе дерево называли мать-дерево, чем мощнее и толще его ствол, тем больше ему поклонялись.

 

Скала Шаманка

 

8.

 

Скала Шаманка

 

9. Скала Шаманка — это фактически главный открыточный вид Байкала, как зимнего так и летнего. Именно к ней толпами едут туристы. На закате на смотровой площадке невозможно было протолкнуться. Особо радовали мексиканцы с селфи-палками, которые фотографировались на фоне скал.

 

Скала Шаманка

 

10. Солнце висело над горизонтом, его золотой свет окрашивал все вокруг в удивительные цвета. Ледяные торсы просто светились изнутри.

 

Скала Шаманка

 

11. А по берегу висели огромные сосульки – «наплески». Они появляются еще осенью, когда волны в мороз омывают береговую линию.

 

Скала Шаманка

 

12. Лед пронзали толстые трещины. К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5-2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10-30 км, а ширина — 2-3 м.

 

Скала Шаманка

 

13. Зимой движение машин проходит прямо по льду. Каждый год открывают официальную ледяную переправу с «материка» на Ольхон. Такая дорога отмечена знаками, которые показывают скоростной режим. Дистанцию и края переправы. Пока снимали, возле нас то и дело проезжали машины. Следами от шин был испорчен такой красивый  лед…

 

Скала Шаманка

 

14. К сожалению, в этом году лед был очень тонким, и только за время нашего пребывания там затонуло две машины.

 

Скала Шаманка

 

15. Шаманка — очень красивое место. Как только опускаются сумерки, температура падает. И почти сразу шум льда становится в несколько раз сильнее. И действительно, создается впечатление, что лед трещит прямо под ногами…

 

Скала Шаманка

 

16.

 

Скала Шаманка

 

17. Часто можно встретить деревья, обвязанные лоскутками разноцветной ткани. Это молитвы и просьбы, обращенные к хозяину Ольхона — про помощь в житейских делах, удаче на ловле рыбы и прочем. Непонятно правда, сколько из этих ленточек повязаны верующими людьми, а сколько туристами — «на всякий случай».

 

Скала Шаманка

 

18. Немного про самое интересное, о том, как же надо «бурханить». Бурханить — это задабривать местных духов, чтобы они были благосклонны к путешествующим. Бурханят следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем.

 

Скала Шаманка

 

19. Раньше бурханили в основном молоком, табаком, зерном. Молоко чаще всего использовалось в подобных обрядах как символ чистоты помыслов и намерений из-за его белого цвета. Позже, когда с первыми русскими путешественниками в байкальских краях появилась водка, постепенно обычай бурханить стали связывать именно с этим напитком. Тем, кто по каким-либо причинам категорически не приемлет алкоголь, расстраиваться не стоит, местные жители считают, что побурханить можно и чаем, и соком, главное, чтобы намеренья и мысли в этот момент были правильные.

 

Скала Шаманка

neputeviezametki.info


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *