Рубрики

Контакты

Мятежные бесы Максима Горького. Импульсивный, нерасчетливый, темпераментный…палач (Бухарин)

Среда, Март 25, 2015 , 07:03 ДП

Мятежные бесы Максима Горького
aas

Алексей Максимович Пешков не любил город, где родился. В беседе с литератором Николаем Шебуевым, прославившимся тем, что в 1905 году издавал сатирический журнал «Пулемет», сказал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но это город, который я ненавижу. А духовно я родился в Казани». Горький никогда не отличался искренностью. В Казани ему тоже было совсем не в кайф. Здесь он пытался покончить жизнь самоубийством…

….Впрочем, скорее всего, Алеша Пешков хотел привлечь внимание к своей персоне. Пуля, которая якобы направлялась в сердце, приобрела почему-то совсем другую траекторию. В сердце трудно не попасть, а Горький, по всей вероятности, и не хотел этого. Правда, в автобиографическом рассказе «Случай из жизни Макара» он утверждает обратное.

Якобы его стремление уйти из жизни было вполне осмысленным. Макар-Алеша Пешков «заранее высмотрел себе место на высоком берегу реки, за оградою монастыря: там под гору сваливали снег, он рассчитал, что если встать спиной к обрыву и выстрелить в грудь, – скатишься вниз и, засыпанный снегом, зарытый в нем, незаметно пролежишь до весны, когда вскроется река и вынесет труп на Волгу. Ему нравился этот план, почему-то очень хотелось, чтобы люди возможно дольше не находили и не трогали его труп».

Но Горький сам же себе противоречит. Выстрелил в себя он в присутствии монастырского сторожа Мустафы Юнусова, с которым перед этим говорил, упросив взять замерзшего котенка за пазуху. Сторож сразу же сообщил в полицию. Раненого отвезли в земскую больницу.
DETAIL_PICTURE__16032996

Перед попыткой суицида Пешков взял у знакомого студента анатомический атлас Гиртля. Где находится сердце, а где легкие, он не знать не мог. Да и рана была не столь серьезная. Булочника Пешкова выписали из больницы спустя девять дней. Но больше всего занимает другое. В своей якобы предсмертной записке Горький вольно или невольно вскрыл причины своего поступка. «Останки мои прошу взрезать и рассмотреть, какой черт сидел во мне за последнее время», — говорилось в ней.

Останков не было. Доктор вырезал только пулю, застрявшую в спине. Но мировоззрением Пешкова заинтересовались служители церкви. Сохранился протокол заседания Казанской духовной консистории, озаглавленный так: «О предании епитимий цехового Алексея Максимова Пешкова за покушение на самоубийство».

«Во время его пребывания в больнице никакого психического расстройства замечаемо не было», — говорилось в этом протоколе. Если бы самоубийца пребывал не в себе, то это расценили бы как несчастный случай. Но тут все было иначе. Впрочем, решение консистории было крайне мягким: «Пешкова… предать приватному суду его приходского священника, с тем, чтобы он объяснил ему значение и назначение здешней жизни, убедил его на будущее дорожить оною, как величайшим даром Божиим, и вести себя достойно христианского звания». То есть он приглашался на профилактическую беседу.

Это вызвало бурный протест молодого Горького, хотя никакого давления на него церковь не оказывала. И будущий Буревестник отказался идти на покаяние к приходскому священнику Малову. Особое раздражение у священнослужителей вызвали стихи Горького, которые он послал протоиерею. Они начинались так: «Попу ли рассуждать о пуле?». Это уже можно было расценить как уголовное преступление, и поскольку юноша упорствовал в своей гордыне, полиция привела его силой в Феодоровский монастырь. Но ни на один вопрос иеромонаха Пешков не ответил.

s56628039(2)

Много лет спустя в письме своему биографу Илье Груздеву Горький так описывал этот период своей жизни: «Я заявил, чтоб оставили меня в покое, а иначе я повешусь на воротах монастырской ограды». И весной в селе Красновидове урядник предъявил Горькому бумагу Духовной консистории, в которой значилось, что он «отлучен от церкви на семь лет». И опять Горький неискренен. Не на семь лет отлучили его от церкви, а всего на четыре года. Именно этот срок называла в своих воспоминаниях первая законная супруга Алексея Максимовича Екатерина Волжина-Пешкова.

В списке масонов

Горький затаил злобу на церковь. Его стихи содержали прямые выпады против священнослужителей. Стихи совершенно слабые, но в них была, например, такая строка: «В лоне церкви много всякого зверья…». За нее по тогдашним законам можно было угодить за решетку.

Ненависть к церковникам, шуры-муры Буревестника с нечистой силой объясняются его связями с «вольными каменщиками» — масонами. В архивах российского департамента полиции есть справка о деятельности так называемого «Международного парламентского союза». В ней приводится список русских масонов. Там значится и Горький. Фигурирует он и в книге «Масонство в русской эмиграции», которая издана в Сан-Пауло в 1966 году. Так что неудивительно, что, как и всех «вольных каменщиков», Буревестника просто привлекал демонический и мистический мир.
83065676_large_1905_Maksim_Gorkiy_tuychet_metloy_v_Fyodora_SHalyapina

Этот мир не любит людей вообще. «Люди мне противны», — писал Горький. Существует версия, что именно он принял самое деятельное участие в масонской кампании против Распутина и царской семьи, что именно Алексей Максимович придумал название скандальной книги Илиодора о Распутине – «Святой черт», да и отредактировал текст.

«Мне кажется, — писал он в марте 1917 года относительно замысла этой работы, — более того, я уверен, книга Илиодора о Распутине была бы весьма своевременна, необходима, что она может принести многим людям несомненную пользу… Устроить ее за границей я берусь».

Колдун с парохода «Добрый»

Когда личность Горького еще только формировалась, он испытывал влияние многих людей. Это были мастера-богомазы в иконописной мастерской, повара и матросы на пароходе «Добрый», где Алеша работал посудником. Увы, все они проиграли сражение за его душу. Ее забрал отставной унтер-офицер Михаил Акимович Смурый. Хотя трудно сказать, существовал ли он на самом деле. Может быть, в его облике обхаживал будущего писателя сам дьявол?

Горький впервые упоминает о Смуром в 1897 году. «Он возбудил во мне интерес к чтению книг, — писал Алексей Максимович. — У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно маленькими томиками в кожаных переплетах, и это была самая странная библиотека в мире. Эккартгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф с томом «Современника», тут же была «Искра» за 1864 год, «Камень веры» и книжки на украинском языке».
17327972

«Этот сундук предлагает ему множество ответов на мучительные вопросы бытия, — пишет Павел Басинский в своей книге «Страсти по Максиму. Девять дней после смерти», — и Смурый испытывает Алексея ими, как дьявол искушал Христа в пустыне. Однако отличие в том, что дьявол-то задавал Христу искушающие вопросы, на которые у Христа были точные ответы, а Смурый предлагает сомнительные ответы, которые побуждают Алексея задавать искушающие вопросы».

Так кто же такой Смурый? Колдун? Или Князь Тьмы? Ответ дает сам Горький: «Он постоянно внушал мне: «Ты читай! Не поймешь книгу – семь раз прочитай, семь не поймешь – прочитай двенадцать». И все становится ясно: 7 и 12 – это магические числа. Семерка в нумерологии означает не только счастье. Это еще и споры, гордыня, это человек себе на уме, замкнутый, излишне подозрительный к окружающим. Число 12 можно разложить на две цифры. Единица содержит все: добро и зло, свет и тьму, начало и конец, созидание и разрушение, любовь и ненависть. Двойка – это тоже вечное противостояние: плюс и минус, день и ночь, жизнь и смерть, свет и мрак, тепло и холод. Вот, собственно, и разгадка.

Но Колдун с сундучком нравился Алеше. Ему хотелось во всем подражать Смурому, который был далек от православия. И в дальнейшем Горький сам стал Смурым.

Сплошное бесовство

Существует немало свидетельств того, что одним из самых любимых слов Горького было слово «черт». Причем он вкладывал в это понятие что-то ласкательное. «Черти лысые», «черти вы эдакие», «черт знает как здорово» – это были его самые популярные выражения.

Три ранних рассказа Горького «О чёрте», «Еще о чёрте» и «О писателе, который зазнался» повествуют о том, как черт является писателю. В пьесе «На дне» фамилия главного персонажа Сатина производна от Сатаны.

В книге «Заметки из дневника» писатель рассказывает о колдуне-горбуне, который доказывает, что мир состоит из чертей. Как тут не вспомнить колдуна с парохода «Добрый» Смурого? А ведь Горький излагает его воззрения:

«Да, да, черти – не шутка… Такая же действительность, как люди, тараканы, микробы. Черти бывают разных форм и величин… Есть, например, черти лиловые; они бесформенны, подобны слизнякам, двигаются медленно, как улитки, и полупрозрачны. Когда их много, их студенистая масса похожа на облако. Их страшно много. Они занимаются распространением скуки. От них исходит кислый запах и на душе делается сумрачно, лениво… Черти голландские – маленькие существа цвета охры, круглые, как мячи, и лоснятся.
Maxim_Gorky_LOC_Restored_edit1

Головки у них сморщены, как зерно перца, лапки длинные, тонкие, точно нитки, пальцы соединены перепонкой и на конце каждого красный крючок. Они подсказывают странное: благодаря им человек может сказать губернатору – «дурак!», изнасиловать свою дочь, закурить папиросу в церкви, да, да! Это – черти неосмысленного буйства… Черти клетчатые – хаос разнообразно кривых линий; они судорожно и непрерывно двигаются в воздухе, образуя странные, ими же тотчас разрушаемые узоры, отношения, связи.

Они страшно утомляют зрение. Это похоже на зарево. Их назначение – пресекать пути человека, куда бы он ни шел… Драповые черти напоминают формой своей гвозди с раздвоенным острием. Они в черных шляпах, лица у них зеленоватые и распространяют дымный фосфорический свет. Они двигаются прыжками, напоминая ход шахматного коня. В мозгу человека они зажигают синие огни безумства. Это – друзья пьяниц».

А дальше Горький вымещает свою злобу на священнослужителей: «Страшны черти колокольного звона. Они – крылаты, это единственные крылатые среди легионов чертей. Они влекут к распутству… Они мелькают, как ласточки, и, пронизывая человека, обжигают его любострастием. Живут они, должно быть, на колокольнях, потому что особенно яростно преследуют человека под звон колоколов». Впрочем, ненависть к людям в рясах прослеживается и в других произведениях Алексея Максимовича. Все православное выглядело у него отвратительно: алкоголики, неряхи, дураки. Собирался Горький написать и о преподобном Серафиме Саровском. Он представлял его… «злым стариком».

Черти мерещились Горькому и там, где их никогда и не было. Вячеслав Иванов вспоминал, как однажды подарил писателю свой рисунок, на котором была изображена собачка на цепи. «Любопытно, — заметил Алексей Максимович. – Да это же ведь черт со связкой бубликов».
Surgu4ev

Русский писатель-эмигрант Илья Сургучев дружил с Горьким, когда тот жил на Капри. Но вскоре дружба расстроилась. Сургучев прямо связывал это с тем, что писатель продал свою душу. В своем очерке «Горький и дьявол», опубликованном в 1955 году в парижской газете «Возрождение», Сургучев приводил несколько примеров взаимоотношений писателя с нечистой силой…

И именно Сургучев, написал слова, удивляющие до сих пор:

«Я знаю, что много людей будут смеяться над моей наивностью, но я все-таки теперь скажу, что путь Горького был страшен: как Христа в пустыне, дьявол возвел его на высокую гору и показал ему все царства земные и сказал:

— Поклонись, и я всё дам тебе.

И Горький поклонился. И ему, среднему, в общем, писателю, был дан успех, которого не знали при жизни своей ни Пушкин, ни Гоголь, ни Лев Толстой, ни Достоевский. У него было всё: и слава, и деньги, и женская лукавая любовь…”

Спустя много лет Сургучев увидел портрет Генриха Ягоды, который, как утверждали обвинители на судебном процессе «правотроцкисткого блока» в 1938 году, был причастен к смерти сына Горького Максима и его самого. Ягода, писал Сургучев, «как две капли воды был похож на диавола, пророчески нарисованного талантливым богомазом».
1312787559965

Возможно, Иван Сургучев и несколько преувеличивает. Но чертизм Горького – это не его придумка. Отсюда и страшный конец запутавшегося человека. Писателя, отрицавшего духовность и веру. И в этом был определенный символ.

«Я пошла к Левину (врач Горького, потом обвиненный в убийстве родоначальника социалистического реализма. — Авт.), — значилось в разрешенных свыше воспоминаниях медсестры, — и сказала: «Разрешите мне впрыснуть камфару двадцать кубиков, раз все равно положение безнадежное?». Без их разрешения я боялась. Левин посовещался с врачами, сказал: «Делайте что хотите». Я впрыснула ему камфару.
И оказалось, что последней женщиной, с которой простился Горький, были ни его жены, ни Будберг, а эта совершенно невзрачная и немолодая медсестра. «Я приложила ухо к его груди – послушать – правда ли? — вспоминала она. — Вдруг как он меня обнимет крепко-крепко, как здоровый, и поцеловал. Так мы с ним и простились. Больше в сознание не приходил».

Тут все к месту. Медсестру звали Олимпиада Черткова…

Импульсивный, нерасчетливый, темпераментный…палач

От прочтения протоколов XVI века никогда не остается этого ощущения ужаса. Николай Иванович Бухарин («проклятая смесь лисы и свиньи», по мнению Вышинского) был из лучших: импульсивный, нерасчетливый, темпераментный, бросавшийся вызволять людей из тюрем по первой просьбе. Вплоть до конца двадцатых он все кричал: «Идиоты! Зачем посадили!» А потом как-то разом стих, перестал кричать: «Идиоты!» В 20-х он еще возмущался, что надо звонить «Максимычу», ведь Мандельштама не печатают. А в 30-е уже советовал, пряча глаза: «Не надо звонить Максимычу».

Что Бухарин нес на троцкистском процессе в 1938 году!..

Этот трепетный текст написала некая Юлия Меламед. Сколько незамутненности ( чтобы не сказать, тупого незнания истории и идиотского пафоса) демонстрируют наши креаклы. Они столь креативны, что ухитряются делать сущими агнцами даже палача самого омерзительного, того, что обрекает на смерть тысячи, сам не проливая ничьей крови. Он требует крови спокойно, как колбасник, приготовляющий кровяную колбасу. Аж, один из лучших, душка Бухарин, Коля-балаболка…

Как хочется поговорить о нем, лучшем: он невинный, импульсивный, нерасчетливый, темпераментный, бросавшийся вызволять людей из тюрем по первой просьбе. Просто любопытно, когда, к кому и по какому поводу импульсивный Бухарин бросался?

Бухарин был одним из главных идеологов «красного террора» и «теоретически обосновал» необходимость массовых репрессий. Так, в мае 1918г. опубликовал брошюру «Программа коммунистов», где до объявления «красного террора», прямо призвал его организовать и выступил за принудительный труд

Эти убийства были «полезными», а значит, необходимыми.

В октябре 1919г. написал книгу «Азбука коммунизма», где доказывал необходимость создания концлагерей и политики конфискации имущества и наложения «контрибуций» на «буржуазию». В 1920г. Бухарин написал еще один «труд»: «Экономика переходного периода», где доказывал необходимость «трудовых армий» в промышленности и «трудовых коммун» на селе, с уравнением быта и обязанностью членов «коммуны» доносить друг на друга о «вредных настроениях». Обосновывал «необходимость» внесудебных казней и отрицал значение юридических норм. Книги Бухарина даже среди большевистского руководства называли «книгами каторги и расстрела». Так, он писал: «Пролетарское принуждение, начиная от расстрелов и до трудовой повинности, является методом выработки коммунистического человечества».

А не убить ли еще тысячу-другую ненужных людишек?

«Труды» Бухарина расходились большими тиражами, и служили «руководством к действию» для местных партийных и чекистских деятелей. Таким образом, Бухарин несет юридическую ответственность за жертвы коммунистического террора 1918-1920гг., т.к. он подвел под этот террор «теоретический фундамент».

В 1923г. Бухарин сменил свою политическую позицию: он стал последовательным сторонником НЭПа. Выступал вместе со Сталиным против Троцкого, затем- против Зиновьева и Каменева. Сталин рассматривал Бухарина как одного из самых надежных людей в своем окружении. Однако Иосиф Виссарионович заблуждался: Бухарин поддерживал закулисные контакты с Зиновьевым и Каменевым, которых публично осуждалВ 1929г. между ним и Сталиным поэтому и произошел разрыв, хотя формально речь шла о сохранении или отказе от НЭПа. Выступая за сохранение НЭПа, Бухарин оказался перед выбором: или открыто порвать с большевизмом и создавать оппозиционную партию, либо возглавить номенклатурное большинство в ЦК, предложив ему гарантии сохранения правящего положения. Но на первое Бухарин не решился, а для номенклатуры он не имел значимых предложений.

Принял активное участие в травле Есенина, Маяковского, Клюева, ряда других поэтов.

Покинув ведущие посты в ВКП(б) осенью 1929г., Бухарин оставался членом ЦК партии, занимал ряд постов в ВСНХ, а в 1934-1937гг. был главным редактором газеты «Известия». Этот пост был важен: редактор «Известий» был членом правительства, и в определенной степени обладал самостоятельностью; угроза кого-либо написать жалобу в «Известия» в те времена была отнюдь не пустым звуком: нередко по звонку редактора «Известий» или по его письму смещались или арестовывались чиновники, приезжали комиссии с проверками. Одна редакционная статья в «Известиях» могла сломать человеку жизнь. На этом посту Бухарин внес весомый «вклад» в развитие культа личности Сталина: его восхваления были неприличны, а разносная критика «врагов народа» и «вредителей» порождала целые волны арестов. Создавая на страницах «Известий» атмосферу нетерпимости и истерии, доносительства и шпиономании, Бухарин несет ответственность за происходившие в стране расправы с неугодными. Публикуя отчеты о политических судебных процессах 1934-1936гг., Бухарин подвергал обвиняемых оскорблениям и требовал их расстрела.

Все это не мешало Бухарину искать политических контактов с противниками Сталина, в частности, он в 1936г. искал «подходы» к Тухачевскому. Михаил Николаевич считал возможным на первых порах включить Бухарина в будущее правительство, т.к. испытывал нехватку гражданских специалистов и понимал, что чисто военный кабинет будет неработоспособен. Бухарин имел много приверженцев в ВСНХ, в Институте красной профессуры, в ВЛКСМ, ряде университетов и редакций газет и журналов, так что для Тухачевского он представлял определенный интерес. Но достичь окончательного соглашения они не успели: Сталину стало известно о «политической активности» Бухарина. В 1936г. Бухарина командировали в Германию, при этом Сталин дал ему понять, что была бы желательна его эмиграция.

Но Бухарин вернулся в Москву. В январе 1937г. ему были предъявлены обвинения в причастности к подпольной организации Зиновьева и Каменева, в негласных контактах с Пятаковым и его сторонниками. Будучи вызван на заседание Политбюро ЦК, Николай Иванович не смог дать своему поведению убедительных объяснений, а вместо этого объявил голодовку. Написал несколько писем Сталину и Ворошилову. Иосиф Виссарионович ничего не ответил, а Ворошилов заявил ему о разрыве личных отношений, как с человеком «бесчестным». Несколько дней спустя Бухарин был арестован.

Из тюрьмы обращался к Сталину с письмами о предвзятом характере следствия и о своей невиновности. Следствие в самом деле было предвзятым, хотя никаких фактов, свидетельствующих о применении к Бухарину пыток, нет. Бухарину «предъявили» шпионаж в пользу Германии, Франции, участие в террористической деятельности, и даже «работу» на царскую охранку до революции. Все это, кроме нуждавшихся в проверке связей с французской разведкой, было вымыслом. Судебный приговор Бухарину был вынесен на основании решения комиссии ЦК ВКП(б) во главе с Микояном. 15 марта 1938г. Бухарина расстреляли. В 1988г. Бухарин был полностью реабилитирован и вплоть до 1991г. восхвалялся, как «верный ленинец», в классическом варианте » а нас-то за шо??!!!»

В 1936 году арестовывают А.Каменева—старого большевика,соратника Ленина-Троцкого.Позже его судят и расстреливают.
Больше всех на его растреле настаивал бывший член Политбюро Н.Бухарин.Он ещё был членом ЦК и имел вес в партии…..Всячески клеймил Каменева и способствовал смертному приговору.
Узнав о его казни он написал:
«Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак — страшно рад»…

А уж гуманизма-то! Из ушей хлещет…

Вот его высказывание о дочерях Николая II: «В свое время были немножко перестреляны, отжили за ненадобностью свой век».

Вот мнение о революции вообще: «В революции побеждает тот, кто другому череп проломит».
Именно он, как уже упоминалось, добился расстрела подсудимых по «шахтинскому делу». Именно он на VII Всесоюзном съезде Советов с пеной у рта протестовал против предложения Молотова предоставлять избирательное право всем без исключения гражданам (напомню, что существовала тогда масса категорий так называемых «лишенцев» – дворянских детей, кулацких и т. д. Лишение избирательных прав было не просто досадным ограничением – оно автоматически влекло за собой немало других ограничений, превращая человека в подобие парии).
«Что расстреляли собак – страшно рад».

…» в целом есенинщина – это отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная. Причудливая смесь из “кобелей”, икон, “сисястых баб”, “жарких свечей”, березок, луны, сук, господа бога, некрофилии, обильных пьяных слез и “трагической” пьяной икоты; религии и хулиганства, “любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине; бессильных потуг на “широкий размах” (в очень узких четырех стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до “принципиальной” высоты, и т. д.; все это под колпаком юродствующего quasi-народного национализма – вот что такое есенинщина. (…)

Сам Бухарин писал в «классическом труде» «Экономика переходного периода»: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью… является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».источник

Из комментария

«Этот трепетный текст написала некая Юлия Меламед.»

Первоисточник в данному случае — очевидно, воспоминания Надежды Мандельштам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *