Рубрики

Контакты

Гений сарказма Станислав Ежи Лец;)) Кто такая Фрида Кало и почему о ней столько шума. Величайшая посмертная шутка века

Суббота, Январь 16, 2016 , 06:01 ПП

Умение облечь мысль в лаконичную и хлесткую фразу — это настоящее искусство. И есть люди, которые достигли в этом искусстве головокружительных высот. Среди из них — знаменитый польский поэт, философ, сатирик и один из величайших афористов XX века Станислав Ежи Лец.

 

Его афоризмы действуют на мозг так же, как бодрящий душ — на тело.
О жизни
• Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.
• Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?
• Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.
• Я думал, что опустился на самое дно, как вдруг снизу постучали…
• Истина обычно лежит посередине. Чаще всего без надгробия.
• Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница.
• Не каждая серая масса имеет что-то общее с мозгом.
• Многие бумеранги не возвращаются. Выбирают свободу.
• Мгновение осознания своей бесталантности есть вспышка гениальности.
• Пословицы противоречат одна другой. В этом, собственно, и заключается народная мудрость.
• Из одной системы нам еще долго не выбраться — из солнечной.
• Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.
• Достаточно поддаться иллюзии, чтобы почувствовать реальные последствия.
• Все уже описано. К счастью, не обо всем еще подумано.
• Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света.
• Правду сказать, мы знаем жизнь только по литературе. Разумеется, за исключением тех, кто не знает литературы.
• Когда я начинаю думать серьезно, я вижу, насколько комичен мир.
• Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!
• Когда сплетни стареют, они становятся мифами.
• Если смотришь на мир прищурившись, легче скрыть слезы.
• Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.
• Всю жизнь идти к цели можно, только если она постоянно отодвигается.
• Не люблю смеха сквозь слезы — он разбавленный.
• В перечень мук, которые претерпел наш народ, следовало бы включить обязательное школьное чтение.
• Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.
О человеке
• После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности.
• Сходят с ума только те, у кого он есть.
• Крыша над головой часто не позволяет людям расти.
• Многим нулям кажется, что они — орбита, по которой вращается мир.
• Дурак — это человек, считающий себя умнее меня.
• Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно.
• Раздвоение личности — тяжелое психическое заболевание, так как сводит бесчисленное множество существ, на которые обычно раздроблен человек, к жалким двум.
• Роды — болезненный процесс, в особенности, если человек рождает сам себя, да еще в зрелые годы.
• Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении.
• Если бы животное убило преднамеренно, это был бы человеческий поступок.
• Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков.
• Граница между светом и тенью — ты.
• Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?
О мужчине и женщине
• И что ты скажешь, физика? Охлаждение отношений между людьми как следствие трения между ними.
• Если бы повысилось искусство вести беседу, понизилась бы рождаемость.
• Женщины — это садистки; они истязают нас муками, которые мы им причиняем.
• Вы можете представить себе женщину, которая позволила бы своему любовнику тысячу и одну ночь рассказывать сказочки?
• Настоящего мужчину можно узнать, даже когда он голый.
• Плагиаторы, спите спокойно. Муза — женщина, она редко сознается, кто был первым.
• Можно влюбиться из одной только ревности.
• Дьявол не спит… с кем попало.
Советы сатирика
• Человек, мир перед тобой распахнут настежь, поэтому смотри, как бы не вывалиться.
• Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали.
• Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество.
• Будь альтруистом: уважай эгоизм других!
• Будь реалистом: не говори правды.
• Бог — юморист: если не верите — посмотрите на себя в зеркало.
• Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди.
• Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть.
• Давайте будем людьми хотя бы до тех пор, пока наука не откроет, что мы являемся чем-то другим.

Кто такая Фрида Кало и почему о ней столько шума

Фрида Кало: терновый венец под лепестками роз

2 февраля в Санкт-Петербурге открылась выставка работ мексиканской художницы Фриды Кало. Она не улыбается ни на одном из своих автопортретов, каждый из которых оценивается в миллионы долларов. Экстравагантная, веселая и раскрепощенная в жизни, в свои картины художница перенесла скрытые от всех переживания и личную драму.

Полет на искалеченных крыльях

Фрида Кало родилась неподалеку от Мехико в 1907 году. В детстве она перенесла полиомиелит и провела в постели десять долгих, скучных месяцев. Переживания этого периода художница отразит в картине «Они просили аэропланов, а им дали лишь соломенные крылья». На полотне — маленькая Фрида. Юбка прибита к земле гвоздями, поэтому крылья за спиной бессильны — ей никогда не взмыть вверх, как птице.

После болезни Кало часами сидела в художественной студии своего отца Гильермо. Однако главным призванием девушка избрала медицину. В 1922 году она с блеском сдала вступительный экзамен в Государственную подготовительную школу.

1.jpg

Эксцентричная и остроумная, Кало мгновенно приковала к себе внимание студентов. Она предпочитала мужскую компанию, называя сокурсниц «дурехами». Фрида практиковалась в остротах, отлынивала от скучных лекций, обсуждала с друзьями политику и смело просила директора уволить неугодных ей преподавателей.

Для Мексики с ее патриархальными ценностями такое поведение было запредельной смелостью. Идеальная мексиканская женщина, в отличие от Фриды, проводила свои дни дома, воспитывая детей. Право голоса мексиканские женщины фактически получили только в 1953 году, до сих пор в стране запрещены аборты (кроме Мехико). Тем удивительнее в свете этих фактов перед нами предстает свободолюбивая бунтарка Кало.

Во время учебы Фрида познакомилась со своей первой любовью. «Я хотела бы быть еще легче, быть малюсенькой, чтобы ты мог всегда, всегда носить меня в своем кармане», — писала она Алехандро Ариасу.

Кало: «Я должна была получить все или ничего»
Кало будто притягивала к себе несчастья. Ясным сентябрьским днем 1925 года она попала в страшную аварию. После тяжелых переломов, лежа на больничной койке, Фрида начала рисовать. «Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни… Я должна была получить все или ничего», — писала художница.

2.jpg

Из-за полученных травм она навсегда лишилась возможности стать матерью. Несбывшиеся мечты о ребенке стали одним из главных лейтмотивов картин Фриды.
В свои картины Фрида Кало перенесла личную драму

3.jpg

Я и моя кукла. 1937
«Сюрреализм — это волшебный сюрприз, когда уверен, что в платяном шкафу найдешь рубашки, а находишь там льва»

Теперь Кало проводила в студии целые дни. Вечерами художница облачалась в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, и отправлялась на вечеринку. Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару; ее непристойные остроты заставляли гостей хохотать. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной девушки и работами 1930-х годов: они проникнуты ощущением безысходности и утраты, погружены в темное, липкое отчаяние. «Я пила, чтобы утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать», — писала Фрида.

Ее излюбленным жанром стал автопортрет — всего их написано больше 50. Свою фигуру художница почти всегда обрамляла национальной символикой, в которой превосходно разбиралась. Если раньше Кало мечтала заняться медициной, то теперь она изучала под микроскопом собственные переживания. И это Фриде удавалось: автопортреты рассказывают историю ее жизни лучше любого биографа.

В своих работах художница не боялась обнажить боль, страдание или ужас. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице, актрисе Дороти Хейл — девушка покончила с собой, выбросившись из окна. Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Кало изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

4.jpg

Самоубийство Дороти Хейл. 1939

И пусть исследователи спорят, к чему ближе живопись Фриды — сюрреализму или наивному искусству — ясно одно: самобытный талант сделал ее выдающейся художницей XX века.
Мечты о ребенке — один из главных лейтмотивов картин Кало

«Вторая катастрофа» в жизни художницы: Диего Ривера

Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем — мексиканским художником Диего Ривера. В 1928-м их пути снова пересеклись. На следующий год состоялась пышная свадьба, хотя мать умоляла Фриду не вступать в брак: Диего был вдвое старше, совершенно не привлекателен и имел репутацию отчаянного ловеласа.

5.jpg

Фрида Кало и Диего Ривера

Фрида называла мужа «второй катастрофой» своей жизни. В ее дневнике он неизменно занимал главное место. «Диего, правда столь великолепна, что я бы не хотела говорить, или спать, или слушать, или любить. Только быть как в ловушке, без страха или крови, вне времени и волшебства, с каждым биением твоего сердца…», — писала Кало.

6.jpg

Дневник Фриды Кало

Став замужней дамой, Фрида не изменила своему дерзкому, по-детски озорному нраву. Как-то раз, когда супруги переехали из Мексики в Детройт, их пригласили на ужин в дом Генри Форда. Фрида знала, что великий американский промышленник не скрывает своей антисемитской позиции. Пока гости наслаждались угощениями в полной тишине, она с невинным видом поинтересовалась: «Мистер Форд, а вы еврей?».

Фрида, без сомнения, знала о неверности мужа. Одной из любовниц Диего стала младшая сестра Фриды. У самой художницы разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Диего Ривера был рьяным коммунистом, и в 1937 году приютил у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул дом.
Изящная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару.
Неожиданно к Фриде пришла известность. Ошеломительным успехом ознаменовалась первая выставка ее работ в Нью-Йорке в 1938 году. Увы, здоровье художницы быстро ухудшалось. И чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем роскошнее становились ее наряды.

К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Фрида, стала полноценной частью экспозиции.

Спустя год художница скончалась от воспаления легких. Цепи, державшие ее искалеченное тело на земле, больше не могли удержать Фриду. Ее слава пересекла все границы и отмела все условности. Сегодня Фрида Кало — единственная мексиканская художница, известная не только на родине, но и во всем мире.

Источник

Величайшая посмертная шутка века

Воскресным днем 31 октября 1926 года Чарльз Миллар совершил два сенсационных поступка. Первый состоял в том, что стройный, подтянутый 73-летний холостяк, который за всю жизнь не проболел ни дня, вдруг рухнул на пол в своем офисе и умер. Секретарша была в шоке.Второй неожиданностью стало его завещание: оно оказалось столь неординарным, вызывающим, а последствия его настолько сенсационными, что этот юридический документ превзошел все, что Миллар, известный корпоративный юрист, сделал за всю жизнь.Никто не предполагал, что уважаемый торонтовский юрист и бизнесмен после смерти устроит такое грандиозное шоу в прессе. Похоже, что Миллар хотел показать, что за определенную цену можно купить все и всех. Составив завещание по всем правилам юридического искусства, сей уважаемый джентльмен создал прецедент для величайшей посмертной, как отмечали журналисты, «шутки века”.

 

Величайшая посмертная шутка века

Чарльз Венс Миллар родился в 1853 году в семье небогатого фермера в Айлмере, Онтарио. Смышленый школьник, а позже успешный студент, он получил много наград, включая золотую медаль в университете Торонто. Его средней отметкой по всем предметам была 98! Столь же впечатляющими были его успехи в юридической школе «Озгуд Холл». В 1881 году этого амбициозного молодого человека приняли в коллегию адвокатов, а вскоре он уже открыл свой собственный офис в Торонто.

Начинал Миллар с малого, но жилье снял подобающее адвокату – несколько меблированных комнат в «Королевском” отеле Торонто. Со временем его имя зазвучало среди преуспевающих корпоративных юристов, специалистов в области контрактного права.

Поскольку юридическая практика на первых порах приносила не очень высокий доход, Миллар купил «Экспресс-компанию Британской Колумбии” с правом на перевозку правительственной почты в район Карибу. Когда началось строительство железнодорожной компании «Гранд Транк”, он расширил сферу своей деятельности, включив в нее отдаленный форт Джордж (позже Принс-Джордж).

Известно, что Миллар хотел купить землю для индейцев в форте Джордж, но ее перекупила железная дорога. Миллар подал в суд, придравшись к каким-то процессуальным нарушениям, и выиграл дело: суд постановил, чтобы железная дорога выделила юристу 200 акров (в судебной практике это с тех пор называется «надбавкой Миллара”).

Обладая острой деловой хваткой, Миллар выгодно покупал доходные дома, а на паях с верховным судьей Онтарио приобрел пароход; кроме того, он стал президентом и владельцем контрольного пакета акций пивной компании «О’Киф” (пиво этой марки продается до сих пор).

Его увлечением были лошади и скачки. Миллару везло: он имел репутацию удачливого игрока, а две его лошади брали первые призы на престижных скачках. К концу жизни в его конюшне находилось 7 великолепных беговых жеребцов.

Было еще одно увлечение у этого удачливого человека: он любил шутить и разыгрывать приятелей. Особенно язвительным шуткам подвергались люди, склонные к глупой жадности.

Друзья и сослуживцы Миллара вспоминали о нем, как о любящем и преданном сыне. После смерти отца Миллар покинул «Королевский” отель, где прожил 23 года, и купил для себя и овдовевшей матери большой дом. Любимая матушка журила иногда сына, что он так много и усердно работает и не находит время для женитьбы. Впрочем, можно только гадать, почему он так и не женился. Еще ее тревожило, что сын спал на холодной веранде в любое время года. Впрочем, оснований для страхов не было: Чарльз никогда не простужался. И, казалось, проживет целый век.

Похороны Чарльза Миллара собрали многих выдающихся деятелей юридических, деловых и спортивных кругов не только Торонто, но и всей провинции. Служитель англиканской церкви его преподобие Т. Коттон высоко отозвался в своей речи о моральных качествах, преданности и порядочности покойного. И это был последний раз, когда представитель церкви сказал о Чарльзе Милларе что-то хорошее.

После прочтения и опубликования завещания началось нечто невообразимое. В шоке были и политики, и юристы, и бизнесмены, и служители церкви, и родственники усопшего. Как писали репортеры: «По всей видимости, вызывающее завещание Миллара предназначено развлечь «высоких и могущественных” членов общества, навязывающих широкой публике свое определение морали ”.

В начале документа Миллар написал: ”В силу необходимости, это завещание необычно и прихотливо. У меня нет ни наследников, ни близких родственников, посему передо мной нет никаких стандартных обязательств о том, как распорядиться своей собственностью после смерти”.

В начале завещания Миллар перечислил нескольких своих верных помощников и сотрудников и назначил им небольшие суммы. Дальним родственникам не оставил ничего, объясняя, что если бы те надеялись, что он им что-нибудь оставит, то они с нетерпением бы ждали его скорой смерти, чего он себе не желал.

А вот дальше началось самое интересное. Никто не мог даже вообразить себе, что сотворил старый почтенный юрист.

Каждому посвященному в сан священнослужителю в Сэндвиче, Уолкервилле и Виндзоре (Онтарио) Миллар оставлял по одной части своего пакета акций жокей-клуба «Кенилверт”, прекрасно зная об их резко отрицательном отношении к азартным бегам.

Он распорядился выделить по доле акций пивной компании «О’Киф”, владельцами которой были католики, каждой протестанской общине в Торонто и каждому приходскому священнику, которые публично борются с пьянством, не называя никого поименно. Результат оказался ошеломляющим: огромное количество служителей церкви пришло в суд, требуя свои акции.

Для одного судьи и священника, которые были яростными противниками ставок на скачках (тут он назвал имена), он предложил лакомые акции Онтарийского жокейного клуба при условии, что они запишутся в клуб в течение трех лет. Что они и сделали (правда, получив свои акции, они выписались из клуба).

Трем приятелям–юристам, которые дружили с Милларом, но терпеть не могли друг друга, шутник Чарльз оставил прекрасный дом на Ямайке с такими казуистическими примечаниями, что отныне им приходилось делить дом, сдерживая себя, чтобы не пустить в ход кулаки.

Но все это было невинными шалостями в сравнении с главным 9-м пунктом этого сенсационного завещания. Чарльз Миллар завещал оставшуюся часть богатства (более полумиллиона долларов) той женщине в Торонто, которая в течение 10 лет после его смерти родит больше всего законных детей, что будет строго зафиксировано в документе о рождении.

Итак, завещание огласили; более того, оно вышло на первых страницах торонтовских газет. Началось «большое шоу”, расцвет которого, заметим, пришелся на годы Великой депрессии. Родственники пытались опротестовать завещание, клерикалы-трезвенники рвались получить свою долю «пивных акций”, юристы различных судов искали способы нажиться на ведении дел. И даже Верховный суд Канады (!) рассматривал это завещание по поручению Верховного суда Онтарио, который хотел добиться передачи наследства правительству Онтарио якобы с целью учредить стипендиальный фонд в университете Торонто.

Но не зря Миллар 45 лет был лучшим юристом своего времени, а по части составления завещаний – непревзойденным. Он так тщательно оговорил все пункты (хотя и в присущей ему игривой форме), что не нашлось ни малейших оснований их оспорить. 10 лет это пытались сделать лучшие юристы страны — безуспешно.

9 месяцев спустя после смерти Миллара началась «битва” за главную часть наследства! Оно вызвало массу публикаций и дискуссий во всех печатных изданиях того времени. Все матери, родившие двойню или тройню, сразу становились претендентками и их имена не сходили с печатных полос. В прессе появилась ежедневная колонка под названием «Величайшая гонка аистов” (сколько работы привалило газетчикам!), в которой публиковались списки женщин и количество их детей, рожденных на данный момент.

Церковь оскорбленно объявила, что завещание Миллара аморально, так как ставит под сомнение святость зачатия и рождения, и произносила гневные проповеди в адрес юриста. Пасторы увещевали женщин не принимать участия в этой «скверной шутке”. «Но что значит не принимать? – вопрошали женщины, – не рожать детей?”

Когда генеральный прокурор Онтарио завел дело с целью учредить вышеупомянутый стипендиальный фонд в университете Торонто, жительницы Торонто пришли в ярость. Они настаивали, что Чарльз Миллар был полностью в своем уме, когда писал завещание, и что никакой политик не смеет посягать на права женщин, желающих рожать детей. Протесты пошли по всей провинции. Феминистки делали упор на то, что по остальным пунктам завещания выплаты уже сделаны, и первыми, кто получил по этому завещанию деньги, были священнослужители и юристы!

Так прошло 10 лет. В десятую годовщину смерти Чарльза Миллара суд Онтарио снова зачитал условия завещания и рассмотрел список претенденток. Две женщины были вычеркнуты из числа «финалисток”. Полин Кларк имела 9 детей, но одного не от мужа. Лилиан Кенни фактически имела 12 детей, но пятеро из них умерли в младенчестве, и она не смогла доказать, что они не были мертворожденными. Каждой из них дали по утешительному призу 12 500 долларов.

31 октября 1936 года «большая гонка аистов” закончилась вничью между Анной-Катрин Смит, Кэтлин-Эллин Нагль, Люси-Алис Тимлек и Изабель-Мэри Маклин (у всех у них за 10 лет родилось по 9 детей). Они получили по 125 000 (что в наше время – примерно 1,5 млн. американских долларов).

«Большая гонка аистов” освещалась в прессе подробнее, чем перелет Чарльза Линдберга через Атлантику и даже рождение пятерых близнецов у мадам Дион. Журналисты Онтарио стали публиковать статьи на темы, еще в недавнем прошлом запрещенные и немыслимые: контроль за рождаемостью, аборты, незаконнорожденные дети и разводы. Ставились и такие вопросы: что понимать под словом «Торонто”, считать ли умерших и незаконнорожденных детей, и самое важное, был ли вообще пункт 9 правомочным? Но Миллар предусмотрел все.

По иронии судьбы, многие участницы «гонки” и вовсе не собирались заводить большие семьи. Ведь мы не упомянули тех, кто остался позади, родив по 7-8 детей. Отметим, что половина «аистовых гонок” пришлась на годы депрессии, когда лишние рты были в семьях ни к чему. У двух из 4-х победительниц мужья вообще были без работы, и семьи сидели на пособии. У двух других мужья работали, но получали низкую зарплату. А Полин Кларк развелась и родила последнего ребенка уже не от мужа.

К счастью, призы действительно помогли победительницам. Все они разумно распорядились деньгами, вырастив замечательных детей, и не поскупились на их образование. А телевизионный фильм «Большая аистовая гонка” обессмертил это удивительное состязание.

Говорили, что спровоцировав взрыв неконтролируемой рождаемости, старый холостяк надеялся смутить правительство и религиозные круги, которые обдумывали политику контроля. А еще пошучивали, что бездетный холостяк Чарльз Миллар «усыновил” таким образом 36 детей.

Что ж, Чарльз Миллар устроил неплохой спектакль, показавший, как далеко люди готовы зайти, чтобы получить чьи-то деньги. Возможно, это стало самым выдающимся достижением юриста Миллара.

В заключение спросим, а не взять ли на вооружение «шутку” старины Миллара и не устроить ли Канаде или России «аистовые гонки”, а не довольствоваться жалкими подачками в виде детского пособия? Я сама получала от Квебека пособие на дочь по 3 доллара в месяц! Его пересылка по почте обходилась дороже…

Может, это решило бы демографические проблемы? Остается найти хорошего юриста, дабы не забыл оговорить и то, что матери обязаны вырастить достойных детей.
Впрочем, что значит «достойных”? Чарльз Миллар, пожалуй, нашел бы, как это юридически сформулировать.

P_I_F

Источник →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *