Рубрики

Контакты

Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство? Служить бы рад, прислуживаться тошно. История поэта и дипломата Грибоедова. Генерал от литературы: Гоголь был щеголем и страдал из-за невысокого чина

Пятница, Июль 28, 2017 , 04:07 ПП

27 июля 1841 г. близ горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера, в страшную грозу был убит 26-летний поручик (по-нашему старший лейтенант) Тенгинского пехотного полка Лермонтов.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым. © / репродукция
Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» — он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня.

Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось — довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души — «души, которой столь некстати одарил бог».Мать его умерла в 21 год — Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.

Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах.
Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Evdokiya

«Без креста…»

«Это была не дуэль, а убийст­во», — был уверен Руфин Дорохов, друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных, всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

Николай Мартынов
Николай Мартынов.  Public Domain

О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…

Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белин­ский, повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и — «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!

Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».

Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, — в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драго­ценные подарки», — писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе — скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову».

Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова
Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова Фото: Commons.wikimedia.org/ Akvarium-77

«Смерть поэта»

В сущности, если перечесть лермонтовское стихотворение «Смерть поэта», вмиг прославившее никому не известного 22-летнего корнета лейб-гвардии Гусарского полка, то его вполне можно отнести и к обстоятель­ствам гибели самого автора. Мартынова один из современников называл «чистейший сколок с Дантеса», даже по наружности — высокий, статный, весьма красивый блондин. Сам же он в так и не законченных воспоминаниях важно именовал себя «слепым орудием провидения».

За Лермонтовым в его 26 лет числилось три дуэли, ещё от четырёх его удалось отговорить. Лермонтов, величайший лирик, был прежде всего боевым офицером. Не кланялся пулям, первым скакал в атаки, рубился в рукопашной, убивал… Более того, он был главой отряда разведки (этакого современного спецназа), который так и называли — «лермонтовским». В нём состояли самые отчаянные, «безбашенные» храбрецы. За сражение при речке Валерик Лермонтов был представлен к высшей награде — золотой сабле и ордену Святослава, позже заменённому на орден Владимира, но представление дважды было отвергнуто свыше. Бой был тогда жестокий, и ту речку его участники видели «кровавой». В свои 26 он был отравлен войной, убийствами и кровью своих и чужих: «Я вошёл во вкус войны» — написано им за несколько месяцев до гибели.

…К часу дуэли в горах разразилась страшная гроза. Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» — так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков. И, быть может, прав был современник поэта: как ни трагично, но смерть Лермонтов встретил в столь любимых им «священных горах Кавказа» под звуки грозной стихии, а не в холодном светском Петербурге.

Николай Мартынов прожил в богатстве до 60 лет, наказание, которого он так боялся, ему в итоге смягчили донельзя.

http://www.aif.ru/culture/person/duel_lermontova_s_martynovym_chestnyy_poedinok_ili_ubiystvo?utm_source=aif&utm_medium=free&utm_campaign=main

Служить бы рад, прислуживаться тошно. История поэта и дипломата Грибоедова

Александр Грибоедов — человек с душой поэта и разумом дипломата. Грибоедов всегда мечтал о литературе и музыке, но вынужден был укреплять авторитет России в международной политике…

Портрет Александра Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год.

Портрет Александра Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год. © / Commons.wikimedia.org

Сейчас имя Грибоедова знает каждый школьник, а его «Горе от ума» давно признали вершиной русской драматургии. Однако для современников Александр Сергеевич был в первую очередь не писателем, а дипломатом – причем, дипломатом культовым. Благодаря Грибоедову Русско-Персидская война завершилась крайне выгодным для России мирным договором, известным как Туркменчайский. Мало того, что Российская империя освободила город Эривань (современный Ереван) , так на Персию еще и наложили контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром – гигантскую по тем временам сумму. Русский военный флот получил монополию на Каспии, да и отечественные торговые суда тоже стали там свободно плавать. Как потом скажет Фридрих Энгельс, «Туркменчайский договор превратил Персию в вассала России». А военачальник Николай Муравьев-Карский добавит: Грибоедов «заменял нам там единым своим лицом двадцатитысячную армию».

«Вай, вай, Туркманчай»

Александра Грибоедова считали одним из самых образованных людей своего времени. Уже в 6 лет будущий писатель и посол владел тремя языками, а в 13 уже имел звание кандидата словесных наук. Кстати, в Московском университете он закончил три отделения: словесное, нравственно-политическое и физико-математическое. Параллельно занимался литературой и музыкой – играл на фортепиано и писал композиции (больше всего известен «Грибоедовский вальс»).

Александр Грибоедов на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org / Дар Ветер

Помогая генералу Паскевичу (своему родственнику и непосредственному начальнику) во время персидского похода, будущий дипломат вел переговоры с Тегераном. В том, что Россия добилась для себя выгодных условий мирном договоре, есть заслуга и Грибоедова – причем, весьма немалая. О заключенном мире писатель доложил лично императору Николаю I, после чего государь пожаловал ему Орден святой Анны с бриллиантами, чин статского советника и 4 тысячи золотых червонцев. Так Грибоедов посодействовал присоединению к своей стране обширных земель, освободил Эривань от исламского владычества, что было крайне важно для России, позиционирующей себя как защитника угнетенных христиан. Попутно дипломат «выторговал» беспрецедентные условия для отечественного флота и торговых судов. Важность этих событий несложно оценить – Армения и Россия до сих пор дружат, а в Иране по сей день существует выражение: «Вай, вай, Туркманчай» — так местные называет очень невыгодную для себя, разорительную сделку.

Недипломатичный дипломат

Как вспоминали некоторые современники, Грибоедов иногда вел себя безрассудно – не как положено дипломату. Например, мог гарцевать на коне перед вражескими войсками или не соблюдать местных обычаев. А когда литератору было 22, весь Петербург обсуждал знаменитую «четверную дуэль», в которой он участвовал. Причиной конфликта послужила известная балерина Авдотья Истомина — та самая, которую воспевал в стихах Пушкин.

Дело в том, что танцовщица состояла в отношениях с кавалергардом Шереметевым, но пока тот был в отъезде, она провела пару дней в доме камер-юнкера графа Завадовского. Привез ее туда не кто иной как Грибоедов – он увлекался театром и дружил с Истоминой, а после представления просто пригласил ее к себе в гости. Жил Александр Сергеевич тогда у своего друга Завадовского, вот и вышло, что балерина прожила с мужчинами 2 дня. Вернувшийся Шереметев настоял на дуэли – причем, стреляться ему пришлось не с зачинщиком-Грибоедовым, а с хозяином дома – Завадовским. Но будущему писателю-дипломату тоже досталось – он должен был сражаться с приятелем обиженного Шереметева.

«По крайней мере, играть перестанешь!»

Спустя сутки после первой дуэли (Завадовский-Шереметев) граф Шереметев, любовник Истоминой, умер от полученной раны. Грибоедов повел себя дипломатично – предложил своему сопернику помириться. Но корнета Якубовича (так его звали) это почему-то не устроило. Дуэль состоялась – правда, через год (император наказал дуэлянтов «ссылкой» на Кавказ и им удалось встретиться только следующей осенью). Первым стрелял Якубович – он попал противнику в руку. Один из секундантов позже писал: «Говорят, будто Якубович воскликнул: «По крайней мере, играть  перестанешь!». Грибоедов лишился одного пальца на руке, что  не  помешало  ему  по-прежнему отлично играть на фортепиано. Сам же писатель благородно выстрелил мимо и не стал пользоваться своим преимуществом (по правилам, он мог подойти ближе к барьеру и как следует прицелиться).

С тех пор Грибоедов, садясь за пианино, надевал на мизинец левой руки специальный кожаный «чехол» — ведь его палец стал на одну фалангу короче. А после трагической смерти в Тегеране посла смогли опознать лишь по этому ранению 11-летней давности.

«Нас там перебьют»

После неожиданного и громкого успеха в Туркманчае писателя назначили послом в Персии. Грибоедов в то время хотел, наконец, сосредоточиться на литературе – он доработал «Горе от ума» и среди столичной молодежи пьеса пользовалась популярностью. Хотя при жизни автор не увидел ни выхода в свет своего детища, ни его постановки в театре, пьесу переписывали от руки и сразу же расхватывали на афоризмы. «Счастливые часов не наблюдают», «Дым Отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — все эти фразы пришли именно от Грибоедова. В 1828 году автор оставил одному из своих друзей окончательный вариант рукописи и уехал – снова на службу, снова в Персию. Прощаясь с друзьями, он говорил: «Не поздравляйте меня с этим назначением. Нас там перебьют».

Последнее счастье

Но по пути в Тегеран новоиспеченного посла ждало последнее счастливое событие. Проезжая через Тифлис (современный Тбилиси), он заехал к своему другу – князю Чавчавадзе (генерал-майору русской армии и известному грузинскому поэту). Там Грибоедов встретил 15-летнюю дочь князя – Нину, которую еще ребенком учил играть на пианино. Позже автор писал: « «За столом сидел против Нины Чавчавадзе… Все на нее глядел, задумался, сердце забилось… Выйдя из-за стола, я взял ее руку и сказал: «Пойдемте со мной, мне нужно кое-что сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда; верно, думала, что я ее усажу за фортепиано: но вышло иначе. Мы вошли в комнату, щеки у меня разгорелись… Не помню, что начал ей говорить, и все живее, живее. Она заплакала, засмеялась, и я поцеловал ее…».

Мемориальная доска Александру Грибоедову. Санкт-Петербург, Б. Морская ул., 14
Мемориальная доска Александру Грибоедову. Санкт-Петербург, Б. Морская ул., 14. Фото: Commons.wikimedia.org / Щербаков 4

Спустя два месяца молодые сыграли свадьбу – весьма неожиданное и спонтанное решение для дипломата. Жениху было 33, невеста – вдвое моложе. Во время венчания Грибоедов уронил кольцо… В Персию посол отправился уже вместе с женой, но беременную Нину на всякий случай оставил в безопасной резиденции в Тевризе. А сам писал ей из Тегерана красивые послания.

Драматический финал жизни драматурга

Спустя несколько месяцев после свадьбы Грибоедов погиб. Посла, который до последнего отстаивал интересы России и не шел ни на какие уступки перед персами, убила толпа разъяренных религиозных фанатиков – они ворвались 30 января 1829 года в здание посольства и перебили почти всех (в живых остался только секретарь). Местные жители, не скрывая, осуждали поведение Грибоедова: тот иногда высказывал неуважение к восточным традициям (например, мог не снять обувь на приеме у шаха) и, вообще, действовал по принципу «горе побежденным». Незадолго до гибели он взял под свою защиту евнуха шаховского гарема – армянина по происхождению, который захотел вернуться на родину. У правителей Персии такой поступок вызвал только раздражение, но для посла было важнее помочь простому евнуху – Грибоедов всегда поддерживал Армению.

Наследие Грибоедова: «Горе от ума», уникальный бриллиант и 16-летняя вдова

Узнав о смерти мужа, Нина упала в обморок. Это спровоцировало преждевременные роды, но ребенок прожил всего час… 16-летняя вдова до конца жизни носила траур, отвергала все ухаживания и тратила большие суммы на благотворительность. В народе ее прозвали Черной розой Тифлиса – за верность. На могиле писателя и дипломата Чавчавадзе установила черное мраморное надгробье, на котором плачет женщина на коленях. На мраморе надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

В литературных кругах Грибоедов остался «писателем одной книги». В своей главной страсти – литературе – он просто не успел полностью реализоваться. А после кровавой истории с персами имя Грибоедова старались не произносить даже на родине. Однако в некоторых моментах блестящему литератору, музыканту и дипломату мог бы позавидовать даже Пушкин. В «Путешествии в Арзрум» тот писал: « Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его на ряду с первыми нашими поэтами… Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

А дипломатического скандала с Персией удалось избежать. Шах, в отличие от религиозных фанатиков, понимал, как опасно воевать с Россией и что может последовать за варварским убийством посла. Более полутора тысяч человек в Тегеране понесли наказание за «народное буйство»: кого-то убили, кого-то искалечили «в назидание». К Николаю I прибыло чрезвычайное персидское посольство во главе с внуком шаха Хасроу-Мирзой – он бросился на колени перед императором, приставил саблю к своей груди и умолял забрать его жизнь взамен жизни Грибоедова. Также русскому двору привезли богатые подарки: жемчуга, кашемировые ковры, древние манускрипты… А еще – одну из величайших персидских ценностей: уникальный алмаз «Шах» в 88,7 карат (около 3 см в длину), который издавна принадлежал величайшим правителям Востока. Так персы оценили жизнь невероятного русского дипломата.

 http://www.aif.ru/culture/person/sluzhit_by_rad_prisluzhivatsya_toshno_istoriya_poeta_i_diplomata_griboedova?utm_source=Surfingbird&utm_medium=click&utm_campaign=Surfingbird
 Генерал от литературы: Гоголь был щеголем и страдал из-за невысокого чина

160 лет назад, 4 марта 1852 г., в девятом часу утра, на святого Федота, когда деревенские бабы, выходя со двора и считая снежные заносы, обыкновенно принимаются судить об обилии будущих сенокосов, преставился вольный козак, потомок гетмана…

Наверное, сам Николай Гоголь мог бы написать о своей смерти что-нибудь в этом роде, такую вот уютную малороссийскую пастораль. Или завернуть покруче. Дескать, волею Божьей помре чиновник восьмого класса, коллежский асессор, урождённый Яновский, что не составило большой потери для Отечества, поскольку таковых, согласно последней ревизии чиновничьего состояния, насчитывался 4671 человек.

Жир и сопли

Нечто подобное всегда приходит на ум, как только заходит разговор о Гоголе. Как же — один из самых загадочных и мистических писателей, вся жизнь да и смерть которого окутана тайной. Даже сейчас люди, вроде бы умные и проницательные, не могут избавиться от какого-то потустороннего флёра: «Эти женские крылья двубортных волос, носик, остекленелые глаза, не то халат, не то шлафрок, затянутый на впалой груди… В чертах его лица сквозит тот ещё маньячина!» Большое спасибо школьному преподаванию литературы — мы всегда видели только такого Гоголя. Солидный мрачный тип, изображённый исключительно в тёмных, трагических, даже похоронных тонах. Весь в серьёзных раздумьях на тему «А как же Родина?». Ну и, разумеется, смех — только сквозь слёзы.

А по виду и не скажешь, что язва и ехидина, каких мало… Портрет работы Горюнова, 1835 г.

А между тем Николай Васильевич был большой щёголь и редко когда носил свою знаменитую тёмную шинель с пелериной. Вот он в период своего расцвета, только что издавший «Мёртвые души»: «Гоголь был расфранчён как никогда. Серая шляпа, голубой жилет, малиновые панталоны». А вот он за три года до смерти, уже больной, подверженный обморокам и фобиям, когда, казалось бы, не до щегольства: «Гоголь явился в ярко-жёлтых нанковых панталонах, светло-голубом жилете с золотыми пуговками, в тёмном синем фраке с большими золотыми пуговицами и в белой пуховой шляпе». Даже сейчас такие наряды назвали бы кричащими и попугайскими, а по тем временам — сплошной «эль скандаль при посторонних». Круче в плане одежды отжёг, наверное, только Маяковский со своей знаменитой жёлтой кофтой, но то уже будут другие времена. Он же, кстати, претендует на место первого эпатажника, или, если угодно, панка отечественной литературы. Однако, думается, всё-таки проигрывает в этом соревновании Гоголю.

Вот кто исполнял реальный панк-рок и в литературе, и в жизни. И как же ему за это доставалось! Безмозглых болванов, которые уверены в том, что «когда фея сморкается, ребёночек рождается» и что «литература есть нечто возвышенное и возвышающее душу», Гоголь дико бесил. Подумайте сами: какой ужас, какой моветон — в этих его «Похождениях Чичикова» один сын Манилова, Алкид, жадно грызёт баранью кость, пачкает себе щёки мерзким застывающим жиром, а другой, Фемистоклюс, и вовсе за обедом роняет из носа в суп длинную зелёную соплю. Впору негодующе воскликнуть: «Кель кошмар, господа!»

Враг России?

И ведь восклицали, причём неоднократно и публично, чуть ли не заходясь в истерике. Например, писатель Николай Полевой в журнале «Русский вестник»: «Гоголь есть не что иное, как ложь, кривлянье балаганного скомороха. Он хочет учиться языку в харчевне, его восхищает всякая дрянь. Милостивый государь, вы слишком много о себе думаете. Оставьте в покое ваше «вдохновенье» да поучитесь, наконец, русскому языку!» Друг Гоголя Николай Прокопович вспоминал: «Один почтенный наставник юношест­ва говорил, что сочинения Гоголя не должно брать в руки из опасения замараться. Всё, в них заключающееся, можно найти среди подлого народа на блошином рынке». А известный картёжник и дуэлянт Фёдор Толстой — «Американец» высказался просто и чётко: «Гоголь — враг России. Его следует в кандалах отправить в Сибирь».

Враг не враг, но в своих путешествиях по Европе Гоголь издевался над иностранными пограничниками вполне в стиле современных рок-звёзд бунтарского направления. Но при этом весьма патриотично. Историк Михаил Погодин в своих путешествиях с Гоголем был свидетелем таких вот сцен: «Паспорт никому не показывал, говоря, что русскому человеку он без надобности. Станут спрашивать — примется спорить, браниться и, глядя в глаза полицейскому чиновнику, начнёт по-русски ругать на чём только свет стоит и его министерство, и его императора, и самую страну… Но таким тоном и таким голосом, что полицейский, ничего не понимая, думает слышать извинения. Преуморительные были сцены!»

Самое «преуморительное» состоит в том, что именно такие по-хорошему безумные парни, а вовсе не высокодуховные «радетели о счастии народном» умудряются сорвать банк и выбиться в прижизненные памятники самим себе. И это кажется только справедливым. Гоголю всего-навсего 34 года, а критик Михаил Катков спокойно заключает: «Россия гниёт, Запад околевает, как собака на живодёрне, но надо всем царит в непоколебимой высоте Гоголь». Писатель запросто приравнивается к целой стране — такому и Толстой мог бы позавидовать. Конечно, ему было приятно осознавать себя самым главным в русской литературе. Даже Некрасов и Гончаров представлялись ему надевшими фраки, выстроившись в ряд и приветствуя уставным полупоклоном. Но при этом он очень страдал, что, подобно многим своим же героям, не выслужил при жизни чина выше коллежского асессора и мог называться только «Ваше высокоблагородие». Всё же думается, что писатель был бы доволен сценкой, которая произошла на его похоронах в Москве. Критик Болеслав Маркевич, видя, что вся полиция поднята по тревоге, спросил у жандарма: «Кого хоронят?» И получил парадоксально верный ответ: «Его высокопревосходительство генерала Гоголя!»

http://www.aif.ua/society/peopleworld/963951


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *