Рубрики

Контакты

Был или не был? Шекспир и другие гении, которых «не существовало». Тайные записки человека, который видел будущее

Понедельник, Апрель 25, 2016 , 07:04 ДП

Был или не был? Шекспир и другие гении, которых «не существовало»

Был или не был? Шекспир и другие гении, которых «не существовало»

25 апреля в школах пройдёт Всероссийский День Шекспира, который приурочен к 400-й годовщине памяти знаменитого английского поэта и драматурга. В этот день учителя познакомят детей с произведениями великого писателя и расскажут о влиянии его творчества на мировую культуру.

В том, что автора «Ромео и Джульетты» можно назвать жемчужиной английской литературы, никто никогда не сомневался, но над вопросом — существовал ли Шекспир на самом деле — многие исследователи спорят до сих пор. АиФ.ru рассказывает о самых громких мистификациях и проблемах авторства, которые не раскрыты до сих пор.

Уильям Шекспир

Сегодня каждый образованный человек знает, что Уильям Шекспир родился в Англии в 1564 году, но также ему должно быть известно, что с авторством «Гамлета» и других гениальных пьес драматурга не всё так просто.

О жизни легендарного писателя известно очень мало: он родился в Стратфорде-на-Эйвоне в один из апрельских дней 1564 года (26 апреля его крестили), женился на Анне Хэтуэй и стал отцом троих детей. Шекспир не писал воспоминаний и не вёл дневников, не сохранилось ни одной рукописи, написанной его рукой, и ни одной записи о получении им литературного гонорара.

В связи с отсутствием документального подтверждения его творчества в литературной среде однажды появился «шекспировский вопрос» — сомнения в том, что человек по имени Уильям Шекспир писал что-нибудь кроме частных писем и деловых бумаг.

Шекспир никогда не учился в университете, он начинал свою карьеру в театре как сторож, затем был актёром, театральным продюсером, а позже стал ростовщиком. Поэтому основной аргумент учёных, которые сомневаются в авторстве пьес Шекспира, заключается в том, что человек, не получивший приличного образования и не воспитанный в культурной семье, не мог приобрести такой обширный словарный запас и написать гениальные произведения.

Масла в огонь в шекспировском деле подливают не только неожиданные факты из жизни драматурга, но и его смерть. В ту эпоху даже менее талантливых поэтов хоронили с почестями в Вестминстерском аббатстве, однако смерть великого Шекспира современниками почему-то осталась незамеченной. Сам же драматург в завещании перечислил все имеющиеся у него вещи, от «кровати поплоше» до кухонной утвари, но ни словом не обмолвился о собственных рукописях.

Интересно, что на авторство гениальных пьес, приписываемых Шекспиру, претендуют около 60 персон. Среди них философ Фрэнсис Бэкон, граф Оксфорд, Кристофер Марло, лорд Саутгемптон и даже королева Елизавета (после её смерти творчество Шекспира резко пошло на спад). Кроме того, под «подозрение» попадает и жена драматурга, несмотря на то, что в то время женщины редко занимались письменным трудом.

Гомер

О жизни легендарного древнегреческого поэта-сказителя, создателя поэм «Илиада» и «Одиссея» известно ещё меньше, чем о Шекспире. А общепризнанное жизнеописание Гомера изобилует самыми фантастическими данными, которые легко подвергаются сомнению. К примеру, факт, что Гомер был слепцом, скорее всего, простое следование античной логике, согласно которой легендарные прорицатели — незрячие люди.

Противоречия в биографии известного поэта были всегда. В античной литературе имеется порядка девяти вариантов истории его жизни, только о чести быть родиной Гомера спорило семь греческих городов: Кума, Смирна, Хиос, Колофон, Пафос, Аргос, Афины. А время его жизни вообще относили к самым разным эпохам, начиная от XII и кончая VI до н.э.

Все эти противоречия и породили сомнения в том, что Гомер был отдельной исторической личностью, а не представлял собой собирательный образ несколько поэтов. Кроме того, некоторые учёные обратили внимание на наличие существенных различий между поэмами, которые приписывают Гомеру, и сделали вывод, что они не могли принадлежать перу одного автора.

По прошествии многих веков, вряд ли удастся выяснить новые подробности о жизни Гомера и прийти к единому мнению по поводу авторства первых памятников мировой литературы. В этой связи очень актуально звучит анонимная эпиграмма, которая дошла до нас с античных времён:

Ты не пытайся узнать, где родился Гомер и кто был он,
Гордо считают себя родиной все города;
Важным является дух, а не место; отчизна поэта —
Блеск «Илиады» самой, сам «Одиссея» рассказ.

Карл Вальдман

Одно дело, когда вопрос об авторстве разрешить практически невозможно по происшествии большого количества времени, а другое, когда мистификация создаётся буквально на глазах. К примеру, в 2015 году в Германии получила огласку история о несуществующем художнике, который годами дурачил арт-мир. Многие коллекционеры были шокированы новостью, что известный художник-дадаист Карл Вальдман, в конце 1980-х годов получивший широкую популярность, оказался выдумкой.

Вальдман, как считалось ранее, родился в конце XIX века в Дрездене, где прожил большую часть жизни, пока не увлёкся советским искусством и не уехал в СССР. Там он в 1958 году «пропал в лагерях». По легенде, все известные его произведения были обнаружены французским журналистом вскоре после падения Берлинской стены на блошином рынке. Вальдмана сразу провозгласили «вновь открытой» звездой немецкого дадаизма и стали выставлять в музеях и на аукционах.

Подозрения в мошенничестве стали появляться совсем недавно, после того, как один французский галерист попытался выяснить подробности биографии художника. Неожиданно оказалось, что человека по имени Карл Вальдман никогда в Дрездене не было, а местные деятели искусств даже не слышали о таком авангардисте. Полиция быстро пришла к выводу, что некая криминальная группа годами дурачила аукционные дома и галереи по всей стране, снабжая их работами выдуманного художника.

Однако, эту мистификацию можно рассматривать не так однозначно, ведь творчество псевдоавангардиста может быть не обычным мошенничеством, а настоящим художественным актом. В частности, на сайте виртуального «Музея Карла Вальдмана» можно прочесть такие слова: «По-настоящему художника хвалят только тогда, когда при виде его творения забывают о нём самом».

Оссиан

Оссиан — легендарный кельтский бард III века, стихи которого были найдены в 1762-м году, на самом деле ничто иное как обычная мистификация. Все его «эпические» произведения написал шотландский поэт XVIII века Джеймс Макферсон, который в своих сочинениях соединил отрывки ирландских баллад с фрагментами из Гомера и Мильтона.

«Переводы» поэм Оссиана с гэльского языка обеспечили Макферсону значительное состояние. Но однажды шотландец допустил ошибку: вместе со своим переводом опубликовал отрывок из «оригинала» эпической поэмы, чтобы развеять все сомнения в подлинности работы. Именно в этом отрывке впоследствии были обнаружили многие огрехи мистификатора, современные слова и выражения.

Тем не менее, вымышленный бард сыграл большую роль в истории всемирной литературы. Его произведениями вдохновлялись великие поэты: лорд Байрон, Уильям Блейк, Уильям Вордсворт, которые утверждали, что находятся под влиянием творчества Оссиана. А Томас Джефферсон вообще считал кельтского барда «величайшим поэтом, который когда-либо существовал».

Пьер Брассо

Ещё более неожиданное разоблачение в 1964 году состоялось в шведском городе Гётеборге, где в одной из галерей вывесили картины некого художника-абстракциониста Пьера Брассо. Работы мастера сразу привлекли к себе внимание, а один из коллекционеров даже купил картину художника за $90. На следующий день искусствовед Рольф Анденберг восторженно писал в газете: «Пьер Брассо рисует мощными мазками, его кисть извивается с яростной утонченностью на холсте … Пьер — художник выступающий с деликатностью балетного танцора».

Каково же было их удивление, когда выяснилось, что абстракционист Брассо — всего лишь плод воображения журналиста Эке Аксельссона и художника Ингве Функегарда, которые дали кисти и краски обычной шимпанзе из местного зоопарка. «Художественные» работы этого животного шутники вывесили в галерее под именем Пьера Брассо.

Забавно, что даже после того, как мистификация была раскрыта, искусствовед Анденберг продолжал настаивать, что картины Брассо в тот день были лучшими на выставке.

Источник →

Тайные записки человека, который видел будущее

Тайные записки человека, который видел будущее

Впервые эти записи увидели свет в конце 20-х годов. Автор утверждал, что находясь в течение года в комаподобном состоянии, видел Землю будущего – 3096 года.

Преподаватель из Германии

В 1922 году в Афинском университете студентам преподавал немецкий язык некто Пауль Динах. По воспоминаниям студентов это был 36-летний скромный и очень осторожный человек, участник Первой мировой войны.

В 1921 году Динах стал жертвой летаргического энцефалита, когда человек неделями, а то и месяцами лежит безмолвно и неподвижно. Пауль пролежал в Женевской клинике таким вот «живым трупом» почти год, прежде чем врачи сумели вернуть его к полноценной жизни. Ослабленному болезнью Динаху врачи рекомендовали сменить климат, тот последовал совету и оказался в Греции.

Пухлая тетрадь

В 1924 году Динах счел, что здоровье его поправилось, и решил вернуться из Греции на родину. Посреди кабинета стояли раскрытые чемоданы, коробки – немец собирал и упаковывал вещи. Ему помогал Георгиос Папахацис, один из любимейших учеников. Под присмотром учителя Георгиос паковал его архив.

«А это паковать не надо», — сказал немец, увидев в руках студента толстую тетрадь. «И что с ней делать?» — «Выбросите. Или возьмите себе, попробуйте перевести ее на греческий – получите прекрасную практику». Так в руках молодого Георгиоса оказалась эта удивительная рукопись.

Сначала Папахацис счел, что немец кроме прочего был графоманом и пробовал себя на литературном поприще в набирающем в то время жанре фантастики. Однако по мере продвижения в переводе, все чаще ловил себя на мысли, что написанное не беллетристика, а дневниковые записи, мемуары.

Содержание тетради

Погрузившись в летаргический сон, Пауль не отключился от мира, а обнаружил себя в теле незнакомого человека. Это был Эндрю Нортхэм, живущий на Земле в 3096 году. Люди будущего заметили, что тело Нортмана захватило иное сознание и взяли над Динахом своеобразное шефство. Это было весьма кстати – без их помощи Паулю тяжело было бы ориентироваться в мире четвертого тысячелетия.

Окружающие понимали состояние Динаха, рядом с ним постоянно был сопровождающий по имени Стефан, подробно отвечающий на многочисленные вопросы гостя из прошлого. В течение года Динах жил в 3096 году, пока врачи не разбудили его и не вернули в XX век.

Перипетии дневника

Георгиос работал над обработкой дневника более 14 лет, до начала Второй мировой войны. С публикацией не торопился по той же причине, по которой молчал и Динах – боялся насмешек и обвинений в сумасшествии. В конце 20-х годов организовал публикацию романа «Долина Роз», в котором в литературной форме рассказал о своем учителе и дал выдержки из его дневника. Роман очень быстро исчез из продажи, даже слишком быстро. До сих пор любители-библиофилы, как ни старались, не смогли найти ни одного экземпляра.

Тайные записки человека, который видел будущее

В 1979 году, уже став признанным ученым, Папахацис решился на вторую попытку. Дневник с его комментариями был отпечатан небольшим тиражом. Повторилась история с «Долиной Роз»: книга даже не попала на прилавки магазинов. Весь тираж был скуплен на корню и пропал. Только в 2015 году всплыл, вероятно, единственный уцелевший экземпляр. Кто-то очень сильно не хотел, чтобы мемуары Динаха стали широко доступны.

Зато Папахацис вкусил славы полной мерой: научное сообщество устроило ему жестокую обструкцию, выдвигались предложения об отлучении Папахациса от занятия научной деятельностью как «оскорбившего своей выходкой высокое звание ученого». Мемуары Динаха вновь на несколько десятилетий выпали из поля зрения исследователей.

В 2015 году о них вспомнили, вновь начали внимательно читать и изучать.

Тайные записки человека, который видел будущее

Что же написано в мемуарах?

Прежде всего, человечество, несмотря на все бури и грозы, уцелеет (по крайне мере в 3096 году оно еще будет существовать), люди не деградируют в дикарей, цивилизация не будет разрушена. Демографическое вырождение нам не грозит, наоборот, в связи с перенаселением начнется масштабное строительство подземных городов.
Вот еще несколько предсказаний.

2016-2018г. Мир окажется на грани войны, но сумеет счастливо избежать ее.

2018 год. Межгосударственные границы в их прежнем понимании перестанут существовать.

2020 год. Возникнет новая банковская система. Стоимость электронных денег будет привязана к электроэнергии и природным ресурсам.

2025 год. Природные ресурсы будут перераспределены, частная собственность на них отменена.

2030 год. Человечество научится управлять духовной энергией. Каждый станет телепатом и сможет отправлять и получать сообщения силой мысли.

2050 год. Будет открыт новый вид энергии – «пространственная энергия», в связи с чем прекратится использование природных ископаемых.

Как видите, предсказания на ближайшее будущее нисколько не отличаются от прогнозов ведущих специалистов. Однако чем дальше по времени уходил Динах в описании будущего от XX века, тем его записи становились все менее вразумительными.

Гуманитарий Динах честно признавался, что многого из объяснений Стефана не понимал. Это естественно, представьте, что рядом с вами оказался человек, переброшенный через тысячу лет, скажем из 1016 года (Русь еще не знает татаро-монгольского нашествия) — многое ли он понял бы из ваших разъяснений? Поэтому Динах пытался изложить все увиденное и услышанное в пределах имеющихся у него знаний, а их ему явно не хватало.

Сегодня над дневниками Пауля Динаха работают специалисты из самых разных областей: от футурологии до квантовой физики, пытаясь разгадать «загадки мемуаров Динаха». Что скрывается за терминами «этеродинамика», «пространственная энергия», «духовная энергия», «подземное Солнце», «подземная атмосфера» и многими другими? Специалисты ищут малейшие подсказки, которые помогут перевести эти поэтические образы в формулы и научные термины. Пожелаем им удачи.

Автор Klim Podkova

Постоянный адрес статьи: esoreiter.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *