Рубрики

Контакты

АННА ЯРОСЛАВНА В ПАМЯТИ ФРАНЦИИ. Беспредел приличий

Пятница, Октябрь 17, 2014 , 12:10 ПП

 

Древнерусская история очень мало ведает нам о жизни женщин в Киевской Руси – государстве восточных славян, существовавшем с конца 9 по 13 век, с центром в городе Киеве.

 

Но некоторые женщины из княжеского рода Рюриковичей принимали активное участие в общественной жизни не только своего города, но и всего государства, и даже всей Европы.
Анна Ярославна (1032 – 1089 приблизительные годы жизни), дочь известнейшего многодетного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого (1019 – 1054 годы его правления).

 
 

 

Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), — за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян.

 

Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год).

 

Фреска в Софиевском Соборе г. Киева, представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно, самая младшая.

 

Софиевский собор

Правление Ярослава Мудрого — время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софиевский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь — высшая школа русского духовенства.

 

Саркофаг Ярослава Мудрого, Софиевский собор, Киев.

 

Когда иностранные купцы и путники пришли в Киев в XI веке, они сильно удивлялись на многие достопримечательности, одна из них, нет сомнения, были в Золотые Ворота Киева.
В Новгороде в 1045-1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы. В 1051 году Ярослав сделал русскую православную церковь независимой от Византии: самостоятельно, без ведома Константино поля, назначил русского митрополита Иллариона. Ранее митрополиты-греки назначались только византийским патриархом.

 

Отъезд княжны Анны, дочери великого князя Ярослава Мудрого, во Францию для венчания с королем Генрихом I.
. Конечно же, уже немолодому королю очень приглянулась красивая и юная княжеская дочь Анна. Но в то время, как известно, браки могли заключаться и по политическим выгодам как для одной, так и для другой страны.

 

Генрих I

Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши.

 

На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских.
Вечную проблему младших сыновей — красное или черное — он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

 

Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Послам было поручено получить согласие на брак Анны с Генрихом, ибо даже до Франции «дошла слава о прелестях принцессы, именно Анны, дочери Георгия (Ярослава)». Король велел передать, что он «очарован рассказом о её совершенствах». Анна была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и получила прекрасное по тому времени образование.
Выбрать невесту Генриху I в Западной Европе было весьма сложно, так как Папа Римский запретил монархам совершать браки между родственниками до седьмого колена.
Политические отношения между Русью и Францией начались еще со времен франков (с VII века).

 

Генрих I

Киевский князь Ярослав Мудрый не раз оказывал военную помощь Франции в борьбе против норманнов. Вот и теперь, Генрих I был заинтересован в военном о финансовом потенциале Киевской Руси, для борьбы против своих врагов за объединение Франции, против графов и баронов которые не желали признавать власть правящего короля.
Киевский князь тоже видел Францию в кругу своих союзников, чтобы уверенно противостоять могущественным на то время Византийской и Германской империям.

 

Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королём было получено, и в мае 1051 года. Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург приехала в город Реймс. Согласно хроникам Генрих I очень понравился Анне.

 

Реймский собор

Венчание состоялось в городе Реймсе, в соборе, где всегда короновались французские монархи.
19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба
Анна Ярославна стала женой Генриха I. Великий киевский князь — отец Ярослав Мудрый обеспечил дочери хорошее приданное. Но самое главное — это то, что с собой молодая невеста привезла маленькую рукопись«Евангелие», которое впоследствии стало называться «Реймсское Евангелие» (сейчас рукопись хранится в библиотеке города Реймс).

 

Обитатели королевского двора, и сам Генрих I, были очень удивлены не только культурному воспитанию юной невесты, а и ее образованности.

 

Портрет Анни Ярославни. Сделан в Венеции ,гравюра с коллекции академика Бассена.
Анна, оторванная от дома, от близких, чувствовала себя одинокой рядом с королем, погрязшим в ссорах с вассалами, раздиравшими Францию. Образованная Анна, оказавшись в лесной глуши после златоглавого Киева, города множества храмов, церквей, библиотек, школ, превосходящего по своим размерам Париж и Лондон того времени, затосковала. Она писала отцу в родной Киев: “В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны. Но вполне достоверных сведений о жизни Анны в 1051-1060 годах нет.
Анна была чуть ли не единственной персоной при дворе, умевшей читать и писать на нескольких языках. Генрих, к слову, был безграмотным. Сохранились документы, на которых рядом с крестиками-подписями короля и вельмож стоит подпись «Анна».
Причем, расписывалась она особым письмом, древнегреческим уставом, словно напоминая о своем происхождении. Кстати, сам факт, что жена короля наравне с ним подписывала государственные бумаги, уникален. Ни до, ни после не было случая, чтобы на королевском указе стояла подпись не царствующей королевы, а жены короля.

 

Девушка, хоть и 18-ти лет, но с характером. Во время коронации она отказалась произносить клятву на латинской Библии, а поклялась на Евангелии, которое привезла с собой.

 

Имя королевы Анны не сходило со страниц западноевропейских хроник. Римский папа Николай ІІ писал Анне: “Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей… вы выполняете … свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом”. Много писали об Анне историки, писатели, драматурги, исследователи. Достоверные сведения о Жизни Анны содержат многие грамоты, письма Анны и письма к ней. Имя Анны встречается во всех государственных актах того времени, хартиях, монастырских документах.

 

В 1052 году у супругов родился первый сын Филипп — будущий король Франции Филипп I, а воследущие годы еще два сына и дочь. Особую известность среди них впоследствии получит сын — Гуго I (V) Великий Капетинг. Брат французского короля, основатель второго дома Вермандуа, граф Вермандуа и Валуа станет одним из вождей и вдохновителем Первого Крестового похода, а также участником Второго Крестового похода.

 

Примечательно, что именно с Анной связано распространение греческо-византийского имени Филипп, не употребляемого в Западной Европе в те времена. Этим именем она назвала своего старшего сына, будущего короля Франции. Благодаря его популярности в народе, имя впоследствии получило широкое распространение. Его носили ещё пять французских королей, это имя стало фамильным и в других европейских династиях. Кроме того, Анна родила еще троих детей Генриху: Эмму (1055- ок.1109), Роберта (1055-1060) и Гуго (1057-1102).

 

Муж Анны Ярославны король Генрих I был храбрым воином. С самого начала правления ему неоднократно приходилось отстаивать свое право на власть. Неутомимый солдат участвовал во многих сражениях, часть из которых завершалась не в его пользу. Так он проиграл две битвы Вильгельму Нормандскому, который сумел завоевал Британские острова и известен в истории как Вильгельм Завоеватель. Королева помогала мужу управлять государством и многие современники, в том числе папа римский Николай II были восхищены ее мудростью.
В 1060 году король умер и власть перешла к его старшему сыну. Регентом при малолетнем короле был назначен был граф Бодуэн Фландрский.

 

Но французские хроники сообщают о том, что Анна отказалась от регентства, хотя незадолго до своей смерти Генрих I предлагал ей эту должность.
Королева была очень умной женщиной и не хотела брать на себя ответственность за государство, в котором и сама была чужой, хотя и королевой

 

Но как маме малолетнего короля, королеве Анне Ярославне все же пришлось подписывать вместе со своим сыном разные государственные документы. Ее подпись славянскими кирилличными буквами очень известна историкам: «Анна Регина», т.е. «Анна — королева».

 

Для самого Французского государства очень сложным был этот период: жестокие распри между графами и баронами, нашествие кочевников, эпидемии чумы и холеры. Норманны смогли уже завоевать Англию и Южную Италию и теперь грозили Франции.

 

Грамота Французского короля Филиппа I в пользу аббатства Св.Крепина в Суассоне, содержащая автографическую подпись Анны Ярославны, королевы Франции, 1063 год.

В 1060 году, после смерти мужа, Анна переселилась в замок Санлис, в 40 км от Парижа.

 

Замок стоял в чрезвычайно лесистой местности, где Анна, привыкшая к киевским звериным ловам, любила охотиться. “Каждый день по многу часов Анна не спускалась с коня, оставляя далеко позади своих дам”, также прекрасных всадниц. Древнерусская Диана, французская королева “за очень короткий срок… пленила рыцарей и оруженосцев своим умением запускать сокола или травить оленя”, … все… готовы были отдать жизнь за один ее взгляд и убить каждого, кто отважится ее обидеть”. С королем с “неудовольствием шли … охотиться его рыцари, предпочитавшие охоты с королевой”,- напишет Режина Дефорж в “Анне Киевской”.

 

Мысли Анны обращались к материнству. Она дала обет, что построит монастырь, если родит сына. Она подарила Генриху трех сыновей – Филиппа, Роберта и Гуго. Филипп стал королем, Роберт умер в детстве, Гуго, граф Крепи, праотец королевского рода Вермандуа, проводил жизнь в крестовых походах.

Выполняя данный ею обет, Анна, в честь рождения первенца, выстроила в Санлисе аббатство святого Викентия. Щедрой она была и к другим монастырям, о чем свидетельствует ее духовные записки и школа в Санлисе, основанная Анной. Выстроенный ею собор святого Викентия, стал ее резиденцией и последним прибежищем.

 

 

Здесь ею был основан женский монастырь, и церковь св. Викентия (на портике храма в XVII веке было воздвигнуто лепное изображение русской княжны, держащей в руках модель основанного ею храма

 

 

 

Анна устала от требовательной политической жизни, постоянных придворных интриг, безнадежной и изнурительной борьбы мужа с мятежными феодалами, и даже может — от своей несчастной любви Тогда ей было 35-36 лет. Ее еще ждала любовь.

Небольшой город Санлис для королей двух первых французских династий — Каролингов и Капетингов был одной из главных резиденцией.

 

 

 
Именно здесь был избран монархом Хьюго Капет, основатель династии Капетингов.
Остатки королевского замка

 

 

 

 

 

Один из мэров города в XIX в. отказался проводить сюда железную дорогу, поэтому сегодня в городе нет никакой промышленности, а, значит, и современных зданий, город сохранился нетронутым, таким, каким он был на протяжении веков.
 

 

 

 

В нее влюбился граф Рауль де Крепи де Валуа, один из самых могущественных вельмож королевства

 

Надгробье Рауля де Крепи.Мондидье, церковь Святого Пьера

У неё завязался роман с Раулем, в результате чего они решили пожениться. Однако Рауль уже был женат. Для того, чтобы развестись, он обвинил свою жену Хакенезу в супружеской измене и на этом основании аннулировал брак, а в 1061 году похитил на охоте в санлисском лесу молодую вдову Генриха I и женился на ней.

 

Алиенора «Хакенеза» (ум. после 1063, наследница Мондидье и Перонны.года. Детей от него не было.)-вторая жена Рауля, с которой он развелся, обратилась с жалобой к папе Александру II.
Это вызвало скандал, который приказал архиепископам Реймса и Руана провести расследование, по результатам которого брак был признан недействительным. Кроме того, Раулю и Анне было велено жить отдельно друг от друга, однако они проигнорировали это требование. В итоге Рауль был отлучён от церкви.
Отлучение было снято только после смерти Хакенезы, когда папа Григорий VII признал брак Рауля и Анны. Анна продолжала много времени проводить в принадлежавшем Раулю замке Крепи, хотя иногда и появлялась при дворе своего сына Филиппа I.

 

Филипп I.

Юный Филипп I очень больно переживал авантюрную историю маминой любви и ее незаконных отношений с графом Раулем.
В фамильном замке графа Крепи они прожили 9 лет до его смерти.

В 1974 году их брак был признан законным и сын не только простил матери скандальный брак, но даже доверил ей управление дворцовым хозяйством.
Таким поступком Анны Ярославны был возмущен и весь королевский двор. Но все — таки, как и раньше, Анна считалась королевой, и придворные просто вынуждены были держаться с ней приветливо и уважительно. Она и дальше подписывала со своим сыном – королем государственные документы.
Для русских туристов особенно интересным для посещения местом является старинное аббатство Святого Винсена (L’Abbaye de Saint-Vincent), которое было основано в 1060 году королевой Анной, дочерью Ярослава Мудрого, выданной замуж за Генриха I.
Монастырь в Санлисе, основанный Анной, сохранился до нашего времени.

В XVII веке, после перестройки Санлиского собора, вблизи часовни времен Анны появилась скульптура в полный рост, в короне, с длинными косами, с надписью на постаменте: “Anne de Russ ie Reme de Prance (Анне русской, королеве Франции) и основательнице собора, 1060 года”. У подножья памятника можно прочитать: “Анна возвратилась на землю своих предков”. Но письменные источники этого не подтверждают. Уже давно не стало отца Анны, и застать дома она могла лишь далеких сородичей.

 

Аббатство Сен-Винсан

 

Статуя Сен-Винсана

Все было очень красиво и в духе времени. И до наших дней в Санлисе сохранилась часовня, построенная в XI веке, а попозже у входа в часовню поставлено скульптурное изображение Анны, на котором написано «Анна — королева Франции, основательница собора в 1060 году».

 

 

Портрет Анны Ярославны с росписей аббатства
Анна решила создать аббатство после рождения своего первенца Филиппа, будущего короля Франции. Византийское имя Филипп было впервые использовано в королевской семье Франции именно Анной, впоследствии оно стало одним из наиболее популярных мужских имен.

 

Аббатство Сен-Венсан, Санлис

Украинская епархия святого Владимира в Париже купила в расположенном около Парижа (Франция) Санлисе церковь, основанную в 1060 году дочерью Ярослава Мудрого, и с 16 ноября откроет двери храма для посетителей. Здание церкви было куплено за €203 тысячи, сообщает пресс-служба Украинской греко-католической церкви, передает Цензор.НЕТсо ссылкой на НБН.

 

«Это большой день для украинской общины в Париже, во Франции, во всей Европе, и, наконец, для всех украинцев, где бы они ни были. Мы приобрели церковь в Санлисе, королевском городе, в котором жила Анна Ярославна, известная в мире как Анна Киевская, королева Франции. Этим церковным и юридическим актом мы показали, что источники украинской христианской европейской традиции живы и жизнеспособны», — заявил епископ Борис Гудзяк.

 

Здание церкви было приобретено 27 сентября за €203 тысячи, собранных силами украинцев Франции, Великобритании, США, Канады и Украины. По мнению представителей УГКЦ, на ремонт и обустройство храма еще понадобиться около $1,5 миллиона, поскольку уже несколько столетий церковь не использовалась для религиозных обрядов.

 

Аббатство св. Викентия (Saint-Vincent) основано Анной Киевской, женой короля Генриха I, в 1066 году
.

 

 

 

 

Построено оно на месте старой деревянной обители для монахов-августинцев. После революции 1789 года было передано под эгиду церкви св. Женевьевы в Париже. Это одно из немногих религиозных строений, не пострадавших во время Французской революции.

 

Якобинцы использовали его как ткацкую фабрику. В 1836 году здание было выкуплено епископом Бове, который устроил в нем интернат и школу для мальчиков. При Наполеоне III здесь разместилась военная школа, а после падения императора здание выкупил один из бывших учащихся. С тех пор здесь размещается частная школа. Из ее стен вышли знаменитый французский поэт Хосе-Мария Эредия и историк Анри Брейль.
Неизвестно, действительно ли Анна вернулась на Русь, — никаких документальных свидетельств об этом нет. По одной версии, Анна умерла в Киеве, закончив свои дни в монастыре. По другой, королева провела последние дни в замке Саоли около Парижа, но место ее могилы неизвестно. С XVII в французы нет-нет, да и займутся поисками могилы королевы Анны

. Вроде бы, находили ее могилу в аббатстве Вилье в местечке Серни недалеко от Ла Ферте Алле (департамент Эссон), однако оно было разрушено во время Великой Французской революции.

 

Как и когда умерла Анна историкам точно не известно. Существуют только предположения, что это случилось в 1089 году. и была погребена в аббатстве Вилье, возле города Этампа. За долгие годы пребывания в чужой для нее стране, она утратила связь с Родиной, и может потому ее почти нигде не упоминали древнерусские летописцы.
В одном из французских аббатств в XVII веке монах обнаружил могилу, как он считал, королевы Анны, возможно, такому утверждению послужил ее герб – лилии и открытые ворота крепости, увенчанные короной (не память ли это о парадных Золотых воротах Киева?). Существует гравюра из коллекции музея аббатства святого Винцента в Санлисе, на которой изображена королева Анна.

 

В 2005 году президент Украины Виктор Ющенко в торжественной обстановке открыл в Санлисе памятник Анне Киевской. Президент выразил надежду, что памятник станет украшением города. Монумент изготовлен за средства украинской стороны скульпторами Валентином и Николаем Знобами.
Просмотр кинофильма «Анна Ярославна-королева Франции»
http://megogo.net/ru/view/7751-yaroslavna-koroleva-francii.html
или

Во французской Национальной библиотеке хранятся государственные грамоты, на которых есть подпись королевы Анны славянскими буквами; Подписывалась она “Анна-регина” – “Анна королева”. “Анна ръина” – так старалась она славянской кириллицей передать французское произношение латинского “Anna regina». Ее подпись соседствовала с крестами, поставленными французскими придворными. Анна знала латынь, официальный язык того времени, но коронованная киевлянка не забывала кириллицу. Подписи Анны современны самому древнему нашему письменному памятнику, “Остромирову евангелию”. Дочь создателя “Русской Правды” была верна родному языку.

 

Существует предание, что это евангелие показывали Петру I. Когда; в 1717 году Петр осматривал собранные в Реймсе реликвии, он обратил внимание на явно славянское происхождение евангелия. Память об “Анне Русской” продолжала жить во Франции. Об этом вспоминал Тургенев, искавший в архивах исторические документы. В XIX веке оригинал “Реймского евангелия” считался утраченным. Осталась лишь очень неверная французская копия. Множество ошибок заставляли исследователей делать предположения о происхождении книги (Чехия, Сербия)

 

Только в наше время, 20 лет назад, во время выставки, посвященной истории дипломатических отношений с Францией, проходившей в Москве, в Музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, обнаружилось знаменитое “Реймское евангелие”; Его тщательно изучили специалисты древнерусской рукописной книжности. Сличение оригинала с копией XIX века подтвердило киевское происхождение рукописи – графическими, лексическими особенностями, своеобразными заставками, указывающими на время Ярослава Мудрого.

 

В современном Виде «Реймское евангелие» слагается из двух частей – привезенной во Францию Анной Ярославной, писанной и содержащей 16 листов, и написанной в XIV веке глаголицей, в 31 лист; как она попала во Францию, кто переплел ее вместе с киевским экземпляром – этого уже никто не узнает. Древнейшая рукопись с четким шрифтом и изящными рисунками бесценна, ведь она одна из тех рукописей, богатейшее собрание которых хранила Ярославова библиотека при соборе святой Софии Киевской.

 

Эта древняя книга, созданная на Руси в I половине XI века и хранящаяся в Париже, в Национальной библиотеке, напоминает об Анне Ярославне, женщине Древней Руси, управляющей Францией и прославившейся не только красотой, но умом и образованностью.

 

• Bautier, Роберт,-Анри. — Анна, Киев, королева Франции, и королевской политики в XIe века : критический анализ документации. In: Обзор исследований, славян, Том 57 /4, 1985, стр. 539- • Fliche, Августин. Период Правления Филиппа Ier, король Франции, 1060-1108, Paris, 1912 .
— Réimpr. : Женева, Slatkine Reprints, 1975. Специально стр. 16-25, 96-97.
• Hallu, Роджер. — Анна, Киев, королева Франции. Рим, Edit. Universitatis Catholicae Ucrainorum, 1973. (Universita cattolica ucraina. Opera, 24).
• Льюис, Эндрю В. Королевской Крови. Семья капетингов, и Государство, Франция, XeXIVe века av. Н.э., Paris, Gallimard, 1986. (Coll. Библиотека Истории).
Дюби Ж., История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987–1460 / Пер. с фр. Г. А. Абрамова, В. А. Павлова. — М., 2001.

Беспредел приличий

clip_image001

Жизнерадостная 19-летняя девица, взошедшая в 1837 году на британский престол, едва ли предполагала, какие ассоциации будет вызывать ее имя сотню лет спустя. И ведь викторианская эпоха была далеко не худшим временем в британской истории — литература расцветала, экономика и наука бурно развивались, колониальная империя достигла пика своего могущества… Однако же едва ли не первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этой королевы – «викторианская мораль»…

 

Нынешнее отношение к этому феномену в лучшем случае — ироническое, чаще – откровенно негативное. В английском языке слово «Victorian» до сих пор является синонимом для понятий «ханжеский», «лицемерный». Хотя эпоха, названная именем королевы, была мало связана с ее личностью.

Социальный символ «Ее Величество королева Виктория» обозначал не ее личные воззрения, но базовые ценности времени – монархию, церковь, семью. И ценности эти постулированы были еще до того, как на Викторию была возложена корона.

Период ее правления (1837-1901 годы) для внутренней жизни Англии был временем спокойного переваривания после грандиозного обжорства. Предыдущие века были наполнены революциями, бунтами, наполеоновскими войнами, колониальными захватами… Да и касательно собственно морали – британское общество в предшествующие времена отнюдь не отличалось чрезмерной строгостью нравов и чопорностью поведения.

 

clip_image002
Королева Виктория, принц Альберт и девять их детей

Англичане понимали толк в радостях жизни и предавались им вполне необузданно – за исключением не слишком затянувшегося периода существования в стране мощного пуританского движения (на время превратившего Англию в республику). Но с восстановлением монархии наступил длительный период изрядного послабления нравов.

Предшествующие Виктории поколения Ганноверов вели весьма распутный образ жизни. К примеру, король Уильям IV, дядя Виктории, не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Георг IV так же слыл ловеласом (несмотря на то, что обхват его талии достигал 1,5 метра.), алкоголиком, к тому же вогнал королевский дом в громадные долги.

Престиж британской монархии был в тот период как никогда низок – и о чем бы сама Виктория ни мечтала, время толкало ее к принципиально иной стратегии поведения. Не она требовала от общества высокой нравственности – общество требовало этого от нее. Монарх, как известно – заложник своего положения…

А ведь были причины полагать, что она унаследовала чрезвычайно страстный темперамент Ганноверов. Например, коллекционировала изображения обнаженной мужской натуры… Одну картину даже подарила мужу, принцу Альберту – и больше никогда подобного не делала…

85140390_d1d86e73255a

Муж ей достался вполне соответствующий веяниям времени. Альберт придерживался настолько пуританских взглядов, что «чувствовал физическое недомогание при простой мысли о супружеской измене». В этом он был прямой противоположностью своим ближайшим родственникам: родители развелись; отец, герцог Саксен-Кобург-Готский Эрнст I, был просто феерическим бабником, не пропускавшим ни юбки — равно как и брат Альберта, герцог Эрнст II.

Викторианский кодекс поведения — это декларация всех мыслимых добродетелей. Трудолюбие, пунктуальность, умеренность, хозяйственность et cetera…

На самом деле, все эти принципы никто не подсчитывал и не формулировал. Самое краткое изложение их сути содержится, как ни странно, в романе американки Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»: «От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда»…

Конечно, представление о том, что «так делалось всегда» было ложью. Но в любом обществе, внезапно охваченном борьбой за нравственность, взгляд на прошлое приобретает «китайский акцент»: история представляется не такой, какая она была, а такой, какой должна была быть.

clip_image003
Последний день в старом доме (1862), Robert Martineau

Особо жестокие гонения викторианство возводило на чувственность. Мужчины и женщины обязаны были забыть, что у них есть тело. Единственными его участками, которые разрешалось открывать в доме, были кисти рук и лицо.

На улице мужчина без высокого стоячего воротничка и галстука, женщина без перчаток считались голыми. Вся Европа давно уже застегивала штаны на пуговицы, и только в Англии пользовались веревочками и шнурками.

Существовало огромное количество эвфемизмов, к примеру, называть руки и ноги иначе, как «конечностями» было очень неприлично. О чувствах и эмоциях писали и говорили в основном языком цветов. Изгиб шеи подстреленной птички на натюрморте воспринимался так же, как сейчас эротическая фотография (неудивительно, что предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью)…

В застолье соблюдался принцип «разделения полов»: по окончании трапезы женщины удалялись, мужчины оставались выкурить сигару, пропустить стаканчик портвейна и потолковать. Кстати, обычай покидать компанию не прощаясь («уход по-английски») действительно существовал, однако в Англии его называли «уходом по-шотландски» (в Шотландии — «уходом по-французски», а во Франции — «уходом по-русски»).

clip_image004
Мода 1889 года

Открытые проявления симпатии между мужчиной и женщиной категорически запрещались. Правила повседневного общения рекомендовали супругам при посторонних обращаться друг к другу официально (мистер такой-то, миссис такая-то), дабы нравственность окружающих не страдала от игривости тона. Верхом развязности считалась попытка заговорить с незнакомым человеком.

Слово «любовь» табуировалось полностью. Пределом откровенности в объяснениях был пароль «Могу ли я надеяться?» с отзывом «Я должна подумать». Ухаживания состояли из ритуальных бесед и символических жестов. К примеру, знаком приязни было милостивое позволение молодому человеку нести молитвенник юной леди по возвращении с воскресной службы.

Девушка считалась скомпрометированной, если на минуту оставалась наедине с мужчиной. Вдовец вынужден был либо разъезжаться со взрослой незамужней дочерью, либо нанимать в дом компаньонку – в противном случае его заподозрили бы в кровосмешении.

Девушкам не полагалось ничего знать о сексе и деторождении. Неудивительно, что первая брачная ночь нередко становилась для женщины трагедией – вплоть до попыток суицида.

Беременная женщина являла собой зрелище, безмерно оскорблявшее викторианскую нравственность. Она запиралась в четырех стенах, скрывала «позор» от себя самой с помощью платья особого покроя. Упаси боже упомянуть в разговоре, что она «pregnant» – только «in interesting situation» или «in happy waiting».

Считалось, что заболевшей женщине достойнее умереть, чем позволить врачу-мужчине произвести над ней «постыдные» медицинские манипуляции. Врачебные кабинеты были оборудованы глухими ширмами с отверстием для одной руки, дабы медик мог пощупать пульс или коснуться лба пациентки для определения жара.

clip_image005
Исчезновение (1858), Henry Peach Robinson

Статистический факт: в 1830-1870 годах около 40% англичанок оставались незамужними, хотя недостатка в мужчинах не наблюдалось. И дело тут не только в трудностях ухаживания — дело упиралось еще и в сословно-групповые предрассудки: понятие мезальянса (неравного брака) было доведено до абсурда.

Кто кому пара и не пара – решалось на уровне сложной алгебраической задачи. Так, соединить узами брака отпрысков двух аристократических семейств мог помешать конфликт, случившийся между их предками в XV веке. Преуспевающий сельский торговец не смел выдать свою дочь за сына дворецкого, ибо представитель «старших господских слуг» даже без гроша за душой на социальной лестнице стоял неизмеримо выше лавочника.

Впрочем, суровые викторианские правила внедрялись в английское общество лишь до уровня нижних слоев среднего класса. Простой люд – крестьяне, фабричные рабочие, мелкие торговцы, моряки и солдаты — жили совсем иначе. Это в высшем обществе дети были невинными ангелочками, коих надо было всячески оберегать от мира – дети из низших социальных слоев начинали работать на шахтах или фабриках уже в 5-6 лет…

Что уж говорить про остальные стороны жизни. Про всякие политесы в отношениях полов простой люд и слыхом не слыхивал…

clip_image006

Впрочем, и в высшем обществе все было не так просто. В нем имели хождение настоящие эротические и порнографические литературные произведения вроде «My Secret Life». Существовал даже порножурнал «The Pearl»… Но ведь викторианский кодекс поведения, на самом-то деле требовал не отсутствие у человека грехов – главное было, чтобы о них не было известно в обществе.

Родившись чуть раньше воцарения Ее Величества, викторианство и умерло прежде нее. Это хорошо прослеживается по английской литературе. Три сестры Бронте – законченные зрелые викторианки. Поздний Диккенс зафиксировал приметы разрушения викторианского кодекса. А Шоу и Уэллс описали уже только «кентервильское привидение» викторианской эпохи.

Особенно примечательной фигурой был Уэллс: автор популярных романов был отчаянный, первостатейный бабник. И гордился этим.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *