Рубрики

Контакты

Сергей Черняховский: Богемизация элиты. Молодой, да блатной, или «Новый дворянин» Дмитрий Патрушев. Лакейство из взгляда не вытравить. И только истинный аристократ определит его в 5 секунд.

Воскресенье, Февраль 25, 2018 , 04:02 ПП

Слабый политик поддается мантре о том, что «таланту многое прощается». Сильный политик понимает, что талант — не индульгенция.

Известна классическая мысль Парето о том, что неспособность применять насилие есть свидетельство деградации элиты. Не менее известно и изречение Наполеона: «Со штыками можно делать что угодно, но сидеть на них нельзя».

Наверное, можно считать эти формулы не противоречащими друг другу, но определяющими две порочные крайности, демонстрирующие деградацию элиты, требующую ее ротации: с одно стороны — боязнь крови и применения насилия и репрессий, с другой стороны — вера в то, что одно обладание инструментами насилия достаточно для обеспечения устойчивости своей власти.

Но, похоже, что некие подобные закономерности действуют и в применении к отношению власти, политической элиты и деятелей культуры и искусства.

Власть, не понимающая роли и значения культуры в развитии общества, либо обречена на падение, либо обрекает общество на распад и деградацию.

Но власть, которая начинает заискивать перед художественной элитой и главным в своих отношениях с последней считает необходимым нравиться ей и уступками завоевывать популярность в ее среде, также обречена на падение либо обрекает общество на распад.

Игнорируя либо рассматривая как вторичные интересы развития культуры и искусства, власть разрушает систему производства базовых латентных стереотипов поведения, ценности и смыслы существования общества. С этим все боле если менее понятно.

Но если она начинает мерить себя требованиями художественной элиты, она приходит к тому же результату.

Безусловно, художественное и образное мышление предельно необходимо политическому деятелю. И с точки зрения умения владения политической борьбой, как искусством. И с точки зрения обладания способностью к идеальному политическому конструированию. И с точки зрения режиссерского умения ставить политический спектакль. И с точки зрения умения сыграть в нем главную роль. И с точки зрения умения увидеть цели, предлагаемые им обществу — под углом рассмотрения из в эстетическом ключе.

И в этом плане политический лидер — если он обладает качествами политического лидера — родствен художественной элите, но представляет ее высший уровень: они создают имитации, подчас гениальные — он реконструирует жизнь.

И он должен чувствовать это — понимать художественную элиту и знать цену ее собственному тщеславию, эгоизму и фанаберии. И осознавать ее значение в обществе как социальной группы, допущенной к публичной деятельности, обладающей собственными эгоистическими интересами, лишь частично совпадающими с интересами общества в целом, но уверенной в том, что именно она и есть истинный выразитель истинных идеальных интересов народа.

А потому — часто готовой подчинить своим интересам интересы всех остальных. Каждый художник создает Свои Миры. Они безмерно важны и необходимы для реального мира, но они не есть этот реальный мир.

И, что еще хуже, то главное чувство, которое владеет художником — желание утвердить себя в Мире через создание Своего Мира: столкнувшись с реальными проблемами либо недостатком таланта в решении этих проблем, он начинает реализовываться уже не через созидательное взаимодействие с этим миром, а через уход от него, имитацию и в конечном счете — его же и разрушение.

Талант художника и его достоинство — умение перевоплощаться. Но его оборотная сторона — слишком частое забывание того, кто они есть на само деле, вернее, способность с одинаковым талантом превращаться и в ангела, и в демона.

Политическая элита всегда должна понимать, с кем она имеет дело, и понимать, что элита художественная — это своего рода прирученные тигры, которые садятся у ног сильного лидера, но всегда готовы вырваться из-под контроля слабого. Растерзать и его (что они часто делают посмертно), и всех, кто окажется рядом.

Как только политическая элита начинает демонстрировать, что она хочет нравиться элите художественной, последняя понимает, что перед ней слабая элита, «слабый хозяин» — а слабому хозяину нужно мстить и потому, что он оказался в статусе хозяина, и потому, что он слабый, и потому, что будучи слабым, он позволил себе претендовать на первенство над ними.

Причем художественная элита, будучи наделена чувством эмпатии, очень хорошо чувствует слабости и комплексы элиты политической.
И чувствует, что желание политиков понравиться художникам — это всегда проявление некоторых подростковых комплексов и фобий.

Каждый человек, тем более подросток, увлечен миром фантазии. Каждый любит те или иные виды искусства — большей частью кино, театр или книги — и каждому хочется либо оказаться одним из героев фильма или романа, либо стать актером, играющим его роль, либо оказаться знакомым и подружиться. Но это порождает и комплекс — того, что ими не стал.

Удается это явному меньшинству. И к нему относятся и те, кто сам стал художником, и те, кто стал политиком.

Сильные политики избавляются от этого комплекса. Слабые и случайные — его сохраняют.

Почему избавляются сильные: потому что они понимают, что они стали больше, чем их кумиры. Они их ценят, но знают цену и больше не поклоняются, не ощущают зависимости от одобрения вчерашних полубогов.

Почему сохраняют слабые: потому что становятся политическими деятелями либо случайно, либо в результате движения по «менеджерской» лестнице — они пришли в политику не для того, чтобы ставить цели и реализовывать проекты, не для того, чтобы служить стране, а для того, чтобы служить руководству.

Они не реализованы, какими бы должностями, деньгами и званиями они ни обладали. Они не знают, для чего они. Раньше им задачи ставили те, кто был над нами. Теперь высших рангов достигли они, и ставить им задачи и разъяснять смыслы стало некому. Они стали хозяевами, не избавившись от комплексов слуги.

И став хозяевами, они ищут себе новых хозяев, вполне естественно обращаясь к образам тех, кого боготворили в юности: актерам как носителям образов почитаемых героев.

И как робкий подросток, они, уже обличенные властью, собирают на встречу деятелей искусства, тайно мечтая — что же мудрое мне скажет этот воображаемый кумир.

И представители художественной элиты приходят на встречу, сами думая, что идут на встречу с Хозяином, и чувствуют, что пришли на встречу с недорослем, оказавшемся в кресле политического лидера.

И начинают его дрессировать: они же не дрессированные собачки, они-то действительно тигры, и подчиняться готовы лишь тому, при взгляде которого опустят свои глаза, но не тому, кто глядит на них заискивающим недорослем. До сих пор видящим в них полубогов.

Но слабый политик, не осознавший, что он здесь Главный Режиссер и Главный Актер, будет смотреть на них только так.

Сильный, понявший, что весь этот театр — один, и это — Его Театр, будет смотреть на них, безусловно, ласково, но с лаской предводителя, который понимает их лучше, чем они сами, умеет больше, чем они сами, и, зная, что они полезны и нужны, готов их сохранять, если они сумеют быть ему нужными в его большом спектакле и в большом проекте, который он ставит.

Слабый политик хочет нравиться художественной элите. Сильный политик — будет ее использовать. Слабая элита думает, что богема полюбит ее за доброту и слабость. Сильная элита знает, что богема любит только тех, в ком видит жесткость и силу.

Слабый политик поддается мантре о том, что «таланту многое прощается». Сильный политик понимает, что ТАЛАНТ — НЕ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ. Таланту может многое проститься, если его грехи не мешают политику. И не прощается то, что создает политику проблемы.

Верно, что неспособность применить силу — свидетельство деградации элиты. Но верно также и то, что желание понравиться артистам, писателям и художникам — свидетельство начала такой деградации.

Они не куклы — они тигры. Очень часто жадные и эгоистичные. И уступать им — нельзя.

Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба.

Молодой, да блатной, или «Новый дворянин» Дмитрий Патрушев

Как сын секретаря Совбеза Дмитрий Патрушев завоевывает стратегические госактивы.

Глава Россельхозбанка Дмитрий Патрушев может войти в совет директоров РЖД. Кандидатуру потомственного «неодворянина» рекомендовало правительство.

Если это назначение случится, то оно станет четвертым высоким назначением в трудовой биографии сына Николая Патрушева.

Экс-глава ФСБ не раз упоминал, что считает себя и своих сослуживцев «новыми дворянами». И это не только голые слова: в подтверждение у него и бумажка есть. В 2007 году глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна даровала ему дворянский титул.

Привилегированный статус распространяется и на Дмитрия Патрушева. В том, что больше ему помогает в продвижении по карьерной лестнице – выдающиеся таланты или почетная родословная, – разбирался «Собеседник».

Вундеркинд-невидимка

В 1994 году Николай Патрушев был переведен из Карелии в Москву на должность начальника собственной безопасности ФСБ. В том же году его старший сын Дмитрий окончил школу. Спустя пять лет он вроде как получил диплом Государственного университета управления по специальности «менеджмент».

– Я не помню никого с таким именем. В нашей группе его точно не было, – сказал «Собеседнику» клубный арт-директор Константин Миронов, который закончил в том же году факультет государственного и муниципального управления ГУУ.

В скупой биографии Патрушева-младшего не указано, на каком именно факультете он учился. Я связался с десятками выпускников 99-го года со всех факультетов. Как с очниками, так и с заочниками.

– К сожалению, ничем не могу вам помочь. Я с ним не училась и ничего о нем не знаю, – сказала выпускница факультета финансового менеджмента Наталия Кружкова.

Всего через соцсеть получил 36 подобных ответов. Человека, который хотя бы просто вспомнил его, не нашлось. Хотя он должен был быть знаменит в университете: ко времени получения диплома его отец был уже первым заместителем директора ФСБ.

К тому же студентом Дмитрий должен был быть и талантливым. Ведь в 2003 году, когда его отец уже был главой ФСБ, он стал кандидатом экономических наук. По статистике дистанция между защитами кандидатской и докторской составляет в среднем 13 лет. Патрушев-младший уложился всего в пять. Доктором экономических наук он стал уже в 31 год, хотя средний возраст соискателей этой степени в России – 49 лет.

Если говорить о качестве научных работ, то к ним возникли претензии у проекта «Диссернет». Эксперты выявили множественные заимствования. Но защититься Патрушеву плагиат не помешал, а его научный консультант Владимир Корелин был сразу назначен руководителем Росимущества по Ленинградской области. Не так давно в его ведомстве случился коррупционный скандал, но Корелин просто сменил место работы – теперь он возглавляет управление Росреестра по Санкт-Петербургу.

Сам молодой ученый Дмитрий Патрушев до прихода в Россельхозбанк, который возглавляет уже 8 лет, успел поработать в Министерстве транспорта и государственном банке ВТБ. Единственным акционером Россельхозбанка также является государство.

Под управлением экономического «вундеркинда» банк, правда, оказался крайне неэффективным. Согласно отчетности, в 2016 г. его убыток составил 58,9 млрд руб. Дыры в капитале РСХБ латаются за счет бюджета: летом 2017 года он был докапитализирован на 25 млрд рублей. Эту сумму просто внесли в уставной капитал.

Семейный клан

Андрей Патрушев, младший сын в семье, работал советником главы «Роснефти», а недавно был назначен председателем совета директоров «ЦентрКаспнефтегаза» – совместного предприятия «Газпрома» и ЛУКОЙЛа.

Имя Алексея Патрушева – сына родного брата Николая Патрушева – фигурировало в «панамском досье». Он был акционером офшорной компании Misam Investments Ltd.

Бывший руководитель сельхозпредприятия, а ныне член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Казанков считает, что государство тратит финансы впустую:

– Было бы понятно, если бы мы эти деньги дали тем селянам, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Или фермерам, которые не могут погасить ставки по кредитам.

Согласно проверке Счетной палаты, созданный для поддержки АПК банк в ущерб сельхозработам выдавал кредиты на покупку элитного жилья и автомобилей, в т.ч. собственным сотрудникам.

Нередки и уголовные дела на руководителей банка в регионах. Так, у РСХБ в Краснодарском крае было похищено 13,5 млрд руб. В Ростовской области в прошлом году раскрыли схему хищения, которая заключалась в выдаче заведомо невозвратных кредитов подконтрольным самим банкирам фирмам.

Ну и совсем свежее дело: на прошлой неделе в Липецке было передано в суд дело о мошенничестве в филиале Россельхозбанка. Группа лиц, в которую входили и банкиры, получали ипотечные кредиты по подложным документам.

Но топ-менеджеры банка отделываются легким испугом. К примеру, экс-руководитель ярославского филиала, причинивший ущерб на 350 миллионов рублей, получил всего 3 года условно. Условный срок дали и бывшему директору владимирского филиала.

Несмотря на удручающие финансовые показатели и массовую коррупцию, в 2016 году Дмитрий Патрушев даже получил отраслевую премию «Банкир года». Экономист Татьяна Куликова в управленческие таланты Патрушева не верит.

– Идет ли речь о неэффективности, либо о коррупции, но деньги, которые государство выделяет на поддержку сельского хозяйства, теряются. До многих фермеров они не доходят. Да и отбор получателей осуществляется по неочевидным основаниям, – сказала Куликова.

Зато деньги доходят до руководства Россельхозбанка. Согласно изученному «Собеседником» последнему годовому отчету, 197 ключевых менеджеров банка в среднем, с учетом зарплат и премий, получают по 572 тыс. руб. в месяц.

Везде поспел

Доходы членов правления банка, естественно, еще выше. На 11 человек – 256 млн в год. Или по 2 млн в месяц на одного. Как председатель, Патрушев, вероятно, получает больше.

Еще одна строчка его доходов – вознаграждение от «Газпрома». В совет директоров монополиста он назначен также государством и в прошлом году получил за это 25,5 млн руб. В общей сложности, по нашим подсчетам, Дмитрий Патрушев на служении государству может зарабатывать примерно до 30 тыс. руб. в ЧАС. Даже больше, чем федеральные министры. И в отличие от госслужащих, он находится в более выгодном положении, так как на главу госбанка не накладываются многие ограничения и обязательства.

Не публикует Дмитрий Патрушев в публичном доступе и декларацию. В противном случае в ней могла быть квартира, зарегистрированная в американском штате Иллинойс на имя Dmitry Patrushev, которое созвучно имени нашего героя.

«Американский Патрушев может быть и однофамильцем сына экс-главы ФСБ»

«Собеседник» отправил в Россельхозбанк письменный запрос с просьбой подтвердить или опровергнуть, действительно ли глава госбанка имеет имущество на территории Соединенных Штатов. Опровержения из банка мы пока не получили. Интересно, что молодой Патрушев, в отличие от многих других руководителей госкомпаний и госбанков, в недавно опубликованный минфином США черный список почему-то не попал.

Госдети

Младший сын бывшего руководителя

администрации президента Сергея Иванова Сергей – президент компании «АЛРОСА».

Старший сын бывшего премьера Михаила Фрадкова Петр – гендиректор АО «Российский экспортный центр». Младший сын

Павел – заместитель главы Управделами президента.

Сын экс-директора Федеральной службы охраны Евгения Мурова Андрей – председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС».

Сын главы ФСБ Александра Бортникова Денис – старший вице-президент ВТБ.

Сын первого зам. руководителя АП Сергея Кириенко Владимир – старший вице-президент в «Ростелекоме».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №6-2018 под заголовком «Молодой, да блатной».

Ежов Сергей

P.S. От себя:

Статья из Сети.

В который раз раз убеждаюсь в правоте науки: история развивается по спирали! По идее, спираль должна двигаться вверх, т.е эволюционировать, но бывают исключения из правил и творятся они в нашей удивительной и парадоксальной стране. У нас возможно всё, даже невозможное! И от таких возможных невозможностей  порой крыша едет. Например, можно ли совместить прошлое, которое около кануло в Лету около сотни лет назад возродить и слить с настоящим. И какой эффект можно ожидать от этого коктейля?

Подавляющее большинство здравомыслящего населения, особенно среднего и пожилого возраста хорошо помнят по учебникам, худ. литературе и фильмам историю Октября, её участников, цель революции, кто кому противостоял и борьбу не на жизнь, а на смерть между ними. Если одной фразой, то война шла между рабочими, крестьянством с одной стороны и власть имущим дворянским сословием, капитализмом и прочими поработителями народа.

И одной из самой серьёзной организацией, созданной для борьбы с врагами народа, была ЧК. Практически все более-менее полно представляют себе эту организацию и её членов и помнит фразу Ф.Э. Дзержинского: «У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки». Не будем о том, как было на самом деле, но сложивший образ чекиста, благодаря этой фразе, на десятки лет жила в нашей памяти. Мы и сейчас хотим, чтобы современные чекисты соответствовали смыслу этой фразы.

Но время, как обычно, летит с космической скоростью, всё меняется, в том числе государственные строи государств (нашего тоже), меняются законы (Конституции тоже), меняются хозяева собственности (государственная и собственная), меняются взаимоотношения между слоями общества  пр. И вот вдруг оказывается, что давно умершее становится востребованным и важным и составляет основу жизни.

Данная статья как раз об этом: о том, как меняется облик и содержание первых чекистов и нынешних. Их разительное отличие статья на конкретных примерах и демонстрирует.) А читатели могут делать выбор и оценивать прошлое и настоящее (дворянство чиновников и чекистов тоже).

Думаю, что вполне резонно переделать старую фразу Дзержинского на новый лад: «У чекиста должна быть холодная расчётливая, как у банкира, голова, голубая дворянская кровь, загребущие руки, доходное место и гениальные дети». ) И возникает невольный вопрос: кого защищать и против кого должны бороться нынешние чекисты-дворяне?

Лакейство из взгляда не вытравить. И только истинный аристократ определит его в 5 секунд

Прочитала сегодня в воспоминаниях Юрия Векслера о сыне известного советского гимнописца и баснописца:

В 1996 году Никита Михалков был председателем жюри 46-го Берлинского кинофестиваля. Мой знакомый сопровождал на приём по случаю закрытия фестиваля немецкого политика графа Отто фон Ламбсдорфа. Он рассказал: «Когда мы с графом вошли в большое фойе, я увидел стоящего в центре этого пространства Михалкова во фраке и при бабочке. Граф, сняв пальто, сразу же направился к Михалкову, и, протянув ему своё пальто, которое опешивший Михалков принял, быстро последовал дальше. Я догнал графа в полном недоумении и спросил: «Зачем вы отдали ему пальто?». – «Так это же лакей, – сказал фон Ламбсдорф. – «С чего вы это взяли?». – Граф невозмутимое ответил: «Да я же по глазам видел!».

Что тут скажешь? Лакейство из взгляда не вытравить. И только истинный аристократ определит его в 5 секунд.
Аристократом можно быть не только по праву рождения. Можно родиться в нищете, безвестности, и даже в плебейском окружении, но быть при этом аристократом духа с абсолютно прямой спиной, несгибаемой шеей и взглядом дерзким и пронзительным. Это уж кому что дано!

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *